17 октября 2022 г. |
Дело N А05-784/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 12.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А05-784/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Топаз", адрес: 164509, г. Северодвинск, ул. Адмирала Нахимова, д. 2А, ОГРН 1082902001555, ИНН 2902059239 (далее - Общество, ООО "Топаз"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации муниципального образования "Северодвинск", адрес: 164501, г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), от 25.11.2021 N ЛК-03/212П.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Топаз", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, действие свода правил СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 265 (далее - СП 50.13330.2012), не распространяется на тепловую защиту существующих жилых зданий, в том числе на спорный многоквартирный дом, а требования к качеству коммунальных услуг, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), им были соблюдены. Кроме того, Общество ссылается на то, что при проведении проверки Администрацией была нарушена методика тепловизионного обследования ограждающих конструкций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной на основании приказа от 12.11.2021 N ЛК-03/203 в связи с обращением гражданина внеплановой выездной проверки соблюдения ООО "Топаз" лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 42 по бул. Приморскому в г. Северодвинске (далее - МКД), Администрацией установлен факт снижения теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций МКД.
В частности, при проведении 25.11.2021 инструментальных замеров в квартире N 31 МКД установлено, что температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции в комнате наименьшей по площади составил 4,9 °C (при нормативе не более 4,0 °C), что свидетельствует о нарушении Обществом требований пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 3, 9 раздела I Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012.
Предписанием от 25.11.2021 N ЛК-03/212П Администрация обязала ООО "Топаз" в срок до 01.02.2022 устранить выявленные нарушения, а именно восстановить теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе наименьшей по площади жилой комнаты квартиры N 31 МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив факт неисполнения ООО "Топаз" как управляющей организацией обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в МКД с целью безопасного и благоприятного проживания граждан, пришел к выводу о правомерности требований предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 10 Правил N 491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В соответствии с Правилами N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1); участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять (пункт 4.2.1.12); стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять (4.2.1.13).
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пункта 4.10.5.1 Правил N 170 теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами. Теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия (пункт 4.10.5.2 Правил N 170).
К работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств (пункт 3 Минимального перечня).
В таблице 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 установлены требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции: такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4 градуса °C.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Топаз" допустило нарушение упомянутых требований, выразившееся в снижении теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций со стороны квартиры N 31 рассматриваемого МКД.
Довод Общества о неправомерном применении административным органом СП 50.13330.2012, распространяющего свое действие лишь на проектирование тепловой защиты строящихся и реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных и складских зданий общей площадью более 50 кв. м, обоснованно был отклонен судебными инстанциями с указанием на установление факта ненадлежащего обеспечения управляющей организацией технического и санитарного состояния МКД, влекущего нарушение прав жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
Вопреки утверждению ООО "Топаз" соблюдение требований таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на Общество.
Довод заявителя о том, что при проведении проверки Администрацией была нарушена методика тепловизионного обследования ограждающих конструкций, оценен судами и отклонен как не нашедший своего подтверждения. Из акта проверки от 25.11.2021 N ЛК-03/212А следует, что замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5 мод. ТК-5.06, 41022-14 (зав. N 1994214, свидетельство о поверке N С-БВ/29-03-2021/49070143 от 29.03.2021, действительно до 28.03.2022). Кроме того, как справедливо отмечено судами, замеры производились в присутствии директора Общества Трофимова Д.Н., который каких-либо замечаний по поводу замеров температурного режима и ненадлежащего оборудования не заявлял.
С учетом изложенных обстоятельств суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемое предписание Администрации соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А05-784/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
...
Довод Общества о неправомерном применении административным органом СП 50.13330.2012, распространяющего свое действие лишь на проектирование тепловой защиты строящихся и реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных и складских зданий общей площадью более 50 кв. м, обоснованно был отклонен судебными инстанциями с указанием на установление факта ненадлежащего обеспечения управляющей организацией технического и санитарного состояния МКД, влекущего нарушение прав жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
Вопреки утверждению ООО "Топаз" соблюдение требований таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 обеспечивает выполнение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на Общество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2022 г. N Ф07-13954/22 по делу N А05-784/2022