17 октября 2022 г. |
Дело N А66-6132/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от Министерства здравоохранения Тверской области Солуяновой Е.А. (доверенность от 04.05.2022), от Правительства Тверской области Суязовой А.В. (доверенность от 09.12.2019 N 182),
рассмотрев 17.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А66-6132/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1026900516246, ИНН 6905044950 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области, адрес: 170036, Тверская обл., г. Тверь, Петербургское шос., д. 53а, ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199 (далее - Управление), о признании незаконным представления от 10.03.2020 N 36-22-10/972 в части требования об осуществлении возврата неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта в сумме 15 715 000 руб. в доход федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), Министерство здравоохранения Российской Федерации, адрес: 127994, Москва, пер. Рахмановский, д. 3/25, стр. 1, 2, 3, 4, ОГРН 1127746460896, ИНН 7707778246 (далее - Минздрав России).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022, решение суда от 02.12.2021 отменено, признано незаконным представление Управления от 10.03.2020 N 36-22-10/972 в части требования об осуществлении возврата неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта в сумме 15 715 000 руб. в доход федерального бюджета, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, неполное исследование всех обстоятельств дела, просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой короновирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в перечне, являющимся приложением к Правилам N 1764, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764). Указанное требование является императивным, при его применении усмотрение получателя бюджетных средств допускается только в выборе конкретного изделия из позиций номенклатуры классификации медицинских изделий, приведенных в указанном перечне, их производителя с рекомендацией отдавать предпочтение российским производителям. В связи с чем Управление полагает, что Министерством неправомерно было приобретено оборудование. При этом, Управление указывает, что ссылка Министерства на то, что приобретенное оборудование, не включенное в перечень, установленный Правилами N 1764, в конечном итоге использовалось в медицинской деятельности по борьбе с ковидом, не свидетельствует об отсутствии нарушений Правил N 1764. Министерством не доказано, что приобретенное оборудование могло быть использовано лабораторией только для этих целей, а не для иных действий в работе лаборатории.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и Министерство просят оставить принятый по делу судебный акт без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Министерства и Правительства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением на основании приказа от 21.12.2020 N 1012 в период с 11.01.2021 по 29.01.2021 в отношении Министерства проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, в сумме 15 715 000 руб. на оплату медицинского оборудования, приобретенного у закрытого акционерного общества "ВЕКТОР-БЕСТ-ЕВРОПА" (в соответствии с государственными контрактами): термоциклер для амплификаций нуклеиновых кислот 10000 с принадлежностями: исполнение: C1000 Touch и процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков "KingFisher Flex".
По результатам проведенной проверки Управление составило акт от 29.01.2021, в котором, в числе прочего указало, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764, пункта 1.1 соглашения от 05.11.2020 N 056-17-2020-1231 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот (далее - Соглашение), Министерство приобрело для оснащения лабораторий, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинские изделия общей стоимостью 16 268 892 руб., которые не предусмотрены закрытым перечнем, приведенным в приложении к Правилам N 1764, а именно: термоциклер для амплификаций нуклеиновых кислот 1000 с принадлежностями: исполнение: C1000 Touch стоимостью 7 771 440 руб.; процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков "KingFisher Flex" стоимостью 7 297 452 руб.; диспенсер микропланшетный "Multidrop Combi" стоимостью 1 200 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением представления от 10.03.2020 N 36-22-10/972, в абзаце первом резолютивной части которого содержится требование об осуществлении Министерством возврата неправомерно использованных средств иного межбюджетного трансферта в сумме 15 715 000 руб. в доход федерального бюджета, в связи неправомерном приобретением Министерством за счет средств иного межбюджетного трансферта оборудования для лаборатории, не предусмотренного перечнем Правил N 1764, а также выдано предписание от 18.05.2021 N 36-22-09/1928, которым возложена обязанность принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 15 715 000 руб.
Полагая, что представление Управления от 10.03.2020 N 36-22-10/972 является неправомерным и нарушает его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении требований Министерству отказал и указал, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения вышеуказанных мероприятий, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в перечне к Правилам N 1764.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда отменил и удовлетворил требования Министерства, поскольку пришел к выводу, что возврат денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае адекватной мерой принуждения, применяемой за совершение бюджетного нарушения, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося, в частности, в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Одной из форм межбюджетных трансфертов согласно статье 129 БК РФ являются иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (статья 132.1 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 130 БК РФ установлено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим-пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 БК РФ предусмотрена возможность создания резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4 статьи 81 БК РФ).
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6 статьи 81 БК РФ).
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р (далее - Распоряжение N 2806-р) предусмотрено выделение Министерству здравоохранения Российской Федерации в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Распоряжением N 2806-р утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2020 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в том числе Тверской области в размере 15 715 000 руб.
В связи с изданием Распоряжения N 2806-р Минздравом России и Правительством (далее - Субъект) заключено соглашение от 05.11.2020 N 056-17-2020-1231 (далее - Соглашение), согласно пункту 1.1 которого предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Тверской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов (далее - коды БК): код главного распорядителя средств федерального бюджета 056, раздел 09, подраздел 09, целевая статья 01 К 06 58450, вид расходов 540, в рамках ведомственной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640.
В преамбуле Соглашения содержится ссылка на то, что оно заключено в том числе в соответствии с Правилами N 1764.
Согласно пункту 1.2 Соглашения предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложению 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства от 23.01.2019 N 15-пп "О государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2019-2024 годы.
Пунктом 4.3.1 Соглашения на Субъект возложена обязанность обеспечивать выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 настоящего соглашения.
На основании пункта 3.2 Соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующего условия: наличие в Тверской области не менее 1 лаборатории медициной организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Учитывая предмет Соглашения от 05.11.2020 и цели предоставления ассигнований, указанные в Распоряжении N 2806-р, оплата по государственным контрактам от 21.10.2020 N 325, от 09.11.2020 N 344, 345 произведена Министерством в том числе за счет средств межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот установлены Правилами N 1764, в соответствии с пунктом 2 которых оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по Перечню согласно приложению к Правилам N 1764 с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Перечень состоит из 11 позиций медицинских изделий.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая заявление Министерства, правомерно отклонили его довод о том, что Министерство не обязано руководствоваться Правилами N 1764 и перечнем, поскольку на дату направления Министерству уведомления о предоставлении иного межбюджетного трансферта (29.10.2020), а также подписания Соглашения (05.11.2020), Правила N 1764 не вступили в законную силу, обоснованно указав, что хоть Правила N 1764 и вступили в силу 13.11.2020, однако на них имеется ссылка в Соглашении от 05.11.2020, а расходование средств межбюджетного трансферта на оплату спорного оборудования произведено после вступление Правил N 1764 в силу.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласится с указанным выводом и данный вывод сторонами не обжалуется.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает, что суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Министерства, правомерно указал следующее.
В пункте 7 Правил N 1764 определено, что результатом использования иных межбюджетных трансфертов в текущем финансовом году должно стать оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации.
Суд апелляционной инстанции установил, что Управление ни в акте проверки, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не отрицало тот факт, что цели (результат) расходования средств иных межбюджетных трансфертов министерством достигнуты, лаборатория ГБУЗ Тверской области "Областная клиническая больница", осуществляющая диагностику COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, находящаяся на территории Тверской области, в установленные сроки (до конца 2020 года), были оснащена (дооснащена) и введена в эксплуатацию, в настоящее время также функционирует.
Министерство в обоснование позиции по делу ссылалось на то, что при выборе закупаемого оборудования руководствовалось приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", а также такими факторами, как предлагаемые поставщиком сроки поставки (в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации предпочтение отдавалось поставщикам, которые имели возможность осуществить поставку в кратчайшие сроки), совместимость закупаемых медицинских изделий с уже имеющимися в ГБУЗ Тверской области "Областная клиническая больница" оборудованием.
В соответствии с приложением к Правилам N 1764 в перечень входит устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий 318660).
Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, приведенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (roszdravnadzor.gov.ru) под кодом 318660 поименовано "Устройство для подготовки образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое" - лабораторный прибор с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования с целью автоматизированной преаналитической пробоподготовки для последующего анализа нуклеиновых кислот. Прибор можно использовать для пробоподготовки различных типов образцов в одну или несколько стадий, которые могут включать в себя разрушение клеток, лизис, выделение нуклеиновых кислот, ферментативное расщепление и/или очистку нуклеиновых кислот.
Согласно Государственному реестру медицинских изделий, который ведется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (размещен на сайте roszdravnadzor.gov.ru) к коду 318660, в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, относятся изделия с различными наименованиями: прибор для преаналитической подготовки ПЦР-анализов; система автоматическая для выделения нуклеиновых кислот; прибор для выделения и очистки нуклеиновых кислот и подготовки реакционных смесей; экстрактор нуклеиновых кислот; станция автоматическая для пробоподготовки и выделения нуклеиновых кислот и белков; устройство пробоподготовки для выделения нуклеиновых кислот вирусов из биологического материала; комплекс аппаратный для автоматизированного выделения и очистки нуклеиновых кислот из биологических образцов; система автоматизированной пробоподготовки; станция для автоматического выделения нуклеиновых кислот и т.д.
Все перечисленные медицинские изделия используются на стадии выделения нуклеиновых кислот (их функции направлены на организацию одного процесса).
В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.roszdravnadzor.gov.ru, процессору магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher присвоен числовой код вида медицинского изделия 318650.
На рассматриваемый процессор имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 13.02.2019 N ФСЗ 2009/05562, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
По своему функциональному назначению процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher Flex соответствует описанию по коду 318660 в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий, поскольку предназначается для процессинга магнитных частиц в 96-луночных плашках с глубокими ячейками для выделения ДНК/РНК, клеток и белков, а сам метод основывается на технологии сорбции нуклеиновых кислот на магнитных частицах.
Таким образом, по своему функциональному назначению и техническим характеристикам указанный прибор отвечает требованиям Правил N 1764 к устройству по приготовлению образцов нуклеиновых кислот.
Указанные обстоятельства Управлением не опровергнуты.
Согласно руководству по эксплуатации диспенсера микропланшетный "Multidrop Combi" данный прибор предназначен для автоматического диспенсирования до восьми различных реагентов в микропланшеты и стрипы разного формата, то есть является устройством для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД и необходим для оптимизации процесса приготовления образцов для дальнейшего выделения из них РНК коронавирусной инфекции (сокращения времени подготовки образцов для дальнейшего выделения РНК).
На рассматриваемый диспенсер имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.01.2015 N РЗН 2015/2314, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Приобретенный министерством термоциклер для амплификаций нуклеиновых кислот 1000 с принадлежностями: исполнение: C1000 Touch отнесен к коду номенклатуры классификации медицинских изделий полуавтоматический 216020.
На рассматриваемый термоциклер также имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.06.2016 N ФСЗ 2008/03399, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В пункте 3 перечня указан амплификатор нуклеиновых кислот термоциклический (термоциклер) ИВД, лабораторный, автоматический 215980.
Вместе с тем, как установил суд апелляционной инстанции, Управлением не отрицается и документально не опровергнут тот фат, что функциональные свойства указанных приборов идентичны, приобретенный Министерством прибор работает в полуавтоматическом режиме, однако и то и другое оборудование требует "минимального вмешательства оператора", что фактически нивелирует указанное отличие.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что, исходя из представленных Министерством в материалы дела сведений с официального сайта "Здравмед Информ.ру", а также с официального сайта Росздравнадзора с указанием кодов медицинских изделий и номеров регистрационных удостоверений, приобретенные Министерством за счет средств иных межбюджетных трансфертов медицинские изделия, несмотря на иной их код номенклатурной классификации, по функциональным и технологическим характеристикам соответствуют изделиям, установленным в перечне Правил N 1764, их функциональные (технологические) свойства идентичны (аналогичны) и полностью удовлетворяют потребностям медицинской лаборатории, осуществляющей диагностику новой коронавирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот.
Кроме того, в данном случае следует учитывать то, что пункт 2 Правил N 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками.
Между тем, указанные обстоятельства при проведении проверки Управлением не были исследованы и не были учтены (Управление ограничилось констатацией факта закупки Министерством медицинских изделий, не соответствующих наименованию и коду изделий, указанным в перечне).
Вместе с тем, Управлением установлено, что лабораторным оборудованием, приобретенным Министерством по перечисленным контрактам за счет средств иного межбюджетного трансферта, оснащена иммунологическая лаборатория ГБУЗ Тверской области "Областная клиническая больница" и фактически используется по целевому назначению для этиологической диагностики новой коронавирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот, что свидетельствует о том, что фактически мероприятия по оснащению (дооснащению) медицинской лаборатории Министерство в установленные сроки выполнило.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения Субъект обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой его частью.
В пункте 4.1.4 Соглашения предусмотрено, что Минздрав России обязуется в случае если Субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом, предоставления иного межбюджетного трансферта, указанные нарушения не устранены, рассчитать объем средств, подлежащий возврату из бюджета Тверской области в федеральный бюджет в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, и направить Субъекту требование о возврате средств иного межбюджетного трансферта в федеральный бюджет в указанном объеме.
Пунктом 4.3.2 Соглашения на Субъект возложена обязанность обеспечить исполнение требований Минздрава России по возврату средств в федеральный бюджет, если Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов предусматриваются положения о возврате средств в федеральный бюджет за нарушение обязательств по достижению результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.
В свою очередь, пунктом 15 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов предусмотрено, что в случае нецелевого использования межбюджетного трансферта субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции в отношении всего приобретенного Министерством оборудования, Управление документально не обосновано, что приобретение Министерством одного лишь спорного медицинского оборудования без принадлежностей позволило бы Министерству соблюсти установленный срок для оснащения лаборатории, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, и обеспечить исполнение в этот срок требований пункта 4.3.3 Соглашения (достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта).
При этом, суд особо отметил, что согласно пояснениям представителя Управления, признаков нецелевого использования спорных бюджетных средств в действиях Министерства не усматривается и ему в вину не вменяется, а из акта проверки от 29.01.2021 также следует, что Управление не выявило нарушения Министерством принципов адресности, эффективности, результативности и целевого назначения использования бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции считает необходимым учесть, что принятые Министерством меры были обусловлены решением в сложившейся обстановке социально значимой задачи по своевременной и качественной диагностике новой коронавирусной инфекции и учитывая потребность в приобретении в сжатые сроки необходимого для увеличения количества исследований и выявляемости заболевания медицинского оборудования с входящими в его состав принадлежностями в ситуации экстраординарной, связанной с высокими темпами распространения новой коронавирусной инфекции, действия Министерства не могут быть признаны неправомерными.
При указанных обстоятельствах, исходя из анализа положений глав 29, 30 БК РФ, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае адекватной мерой принуждения, применяемой за совершение бюджетного нарушения, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося, в частности, в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования Министерства.
Оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции по доводам жалобы не имеется.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы Управления.
Доводы кассационной жалобы Управления являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела. Несогласие стороны спора с оценкой обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права и не является достаточным основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А66-6132/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает необходимым учесть, что принятые Министерством меры были обусловлены решением в сложившейся обстановке социально значимой задачи по своевременной и качественной диагностике новой коронавирусной инфекции и учитывая потребность в приобретении в сжатые сроки необходимого для увеличения количества исследований и выявляемости заболевания медицинского оборудования с входящими в его состав принадлежностями в ситуации экстраординарной, связанной с высокими темпами распространения новой коронавирусной инфекции, действия Министерства не могут быть признаны неправомерными.
При указанных обстоятельствах, исходя из анализа положений глав 29, 30 БК РФ, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае адекватной мерой принуждения, применяемой за совершение бюджетного нарушения, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося, в частности, в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2022 г. N Ф07-14172/22 по делу N А66-6132/2021