17 октября 2022 г. |
Дело N А56-78980/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Морозовой Н.И. (доверенность от 28.04.2022 N И-01-2786/2022),
рассмотрев 12.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибрежный лов" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А56-78980/2021,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1057810015702, ИНН 7842309040 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Прибрежный лов", адрес: 187450, Ленинградская обл., г. Новая Ладога, Колхозный пер., д.17, ОГРН 1024702051703, ИНН 4718009303 (далее - Общество, ООО "Прибрежный лов"), о расторжении договоров от 25.07.2018 N 12/47/2018 и 13/47/2018 о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное территориальное управление федерального агентства по рыболовству, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 2, лит. А, ОГРН 1077847413357, ИНН 7841362227 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022, исковое заявление Комитета удовлетворено, договоры от 25.07.2018 N 12/47/2018 и 13/47/2018, заключенные между Комитетом и Обществом, расторгнуты.
В кассационной жалобе ООО "Прибрежный лов", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что в связи с введением в 2020 году на территории Ленинградской области ограничительных мер, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Общество не имело возможности в полной мере осуществлять производственную деятельность, что, в свою очередь, привело к затруднению освоения квот в спорный период. Кроме того, ООО "Прибрежный лов" обращает внимание на то, что в спорный период освоения квот были установлены некоторые ограничения рыболовства согласно правилам рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, а именно запрет и закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов. При этом Общество в 2020 и 2021 годах принимало меры к добросовестному освоению выделенных ему квот, что свидетельствует о наличии у ООО "Прибрежный лов" реального интереса в сохранении договорных отношений.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании пункта 3.6 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2009 N 208, Комитет распределяет квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении квот добычи (вылова) водных биоресурсов во внутреннем водном объекте (за исключением договоров, касающихся закрепления доли квоты добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2018 N 260 "О переоформлении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 8 статьи 60 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" путем заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства по примерной форме договора, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
В рамках возложенных полномочий Комитет 25.07.2018 заключил с ООО "Прибрежный лов" договор N 12/47/2018 о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних пресноводных водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления добычи (вылова) судака в Ладожском озере в размере 1,864% и договор N 13/47/2018 - для осуществления добычи (вылова) сига (пресноводная жилая форма) в Ладожском озере в размере 2,603% (далее - Договоры).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), приказами Федерального агентства по рыболовству Российской Федерации от 04.12.2018 N 713 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2019 год" и от 05.12.2019 N 654 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год", согласно подпункту "а" пункта 4 Договоров Комитет, как уполномоченный орган, обязан распределять пользователю каждый календарный год в течение срока действия договора, квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за пользователем.
Распоряжением Комитета от 17.12.2018 N 193 "О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах Ленинградской области на 2019 год" в 2019 году ООО "Прибрежный лов" установлена квота добычи (вылова) судака в размере 2,386 тонн, сига в размере 0,729 тонн.
Распоряжением Комитета от 12.12.2019 N 183 "О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах Ленинградской области на 2020 год" в 2020 году ООО "Прибрежный лов" установлена квота добычи (вылова) судака в размере 2,759 тонн, сига в размере 0,654 тонны.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) письмом от 27.01.2021 N 02/792 направило в Комитет информацию об объемах освоения квот добычи (вылова) сига и судака в целях промышленного рыболовства в Ладожском и Онежском озерах за период 2019 - 2020 годы, согласно которой ООО "Прибрежный лов", получивший права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, осуществлял их добычу (вылов) в течение 2 лет подряд в объеме, менее 70 % квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, что влечет принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, а именно:
- по Договору N 12/47/2018 за 2019 год процент освоения ООО "Прибрежный лов" от предоставленного объема добычи (вылова) судака составил 46,02%, в 2020 году - 67,52%;
- по Договору N 13/47/2018 за 2019 год процент освоения ООО "Прибрежный лов" от предоставленного объема добычи (вылова) сига (пресноводная жилая форма) составил 26,89%, в 2020 году - 65,75%.
В связи с этим Комитет 15.02.2021 направил в адрес Общества требование о расторжении Договоров, содержащее информацию Росрыболовства по проценту освоения предоставленного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, с приложением соглашений о расторжении Договоров.
Оставление Обществом указанного требования без исполнения послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, признав нарушение ответчиком условий Договора существенным, удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Прибрежный лов" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Как установлено пунктом 2 статьи 452 ГК РФ, требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, названным Законом.
Пунктом 2 статьи 33.5 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что на основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4 данного Закона, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ.
Пунктом 2 части 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется в случаях если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, распределяемой лицу, осуществляющему промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, за исключением случаев: возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к соответствующей квоте добычи (вылова) водных биоресурсов (подпункт а); установления ограничений рыболовства, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 названного Закона, в результате которых в отношении соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов добыча (вылов) водных биоресурсов в течение года осуществлена в объеме менее семидесяти процентов распределенного общего допустимого улова применительно к такой квоте добычи (вылова) водных биоресурсов (подпункт б).
Судами двух инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что в 2019 и 2020 годах ООО "Прибрежный лов" не произвело вылов сига и судака в установленном для него объеме.
Указанные нарушения были квалифицированы судами первой и апелляционной инстанций в качестве существенных нарушений условия Договоров (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Не оспаривая данные обстоятельства, Общество ссылается на то, что затруднение освоения квот в спорный период вызвано введением в 2020 году на территории Ленинградской области ограничительных мер, связанных с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Приводимый довод был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен.
Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ N 206) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 30.03.2020 по 03.04.2020 установлены нерабочие дни.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 239) период с 04.04.2020 по 30.04.2020 объявлен нерабочими днями.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ N 294) период с 06.05.2020 по 08.05.2020 объявлен нерабочими днями.
При этом положения названных Указов не распространяются на работников организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости (подпункты "в" пункта 2 Указов N 206 и N 294 и подпункт "в" пункта 4 Указа N 239).
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.04.2020 N ДП-14-27/4896 в целях обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации бесперебойного обеспечения населения продуктами питания в достаточном количестве организации, осуществляющие производство, реализацию и хранение сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, рыбоводные хозяйства, а также организации, обслуживающие суда рыбопромыслового флота, подпадают под подпункты "а", "в" и "г" пункта 4 Указа N 239, то есть относятся к организациям, на которые не распространяются меры ограничительного характера, предусмотренные данным Указом. Этим же письмом Министром сельского хозяйства Российской Федерации дано указание обеспечить бесперебойную работу указанных организаций.
Ссылки Общества на то, что в спорный период освоения квот были установлены ограничения рыболовства согласно правилам рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, а именно запрет и закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, также были рассмотрены судами.
Судами установлено, что пунктом 20 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.10.2020 N 620, и пунктом 20 Правил рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2014 N 427, предусмотрены стандартные ограничения рыболовства на Ладожском озере, касающиеся сроков и определенных мест для вылова судака и сига в период нереста, а именно: от распаления льда по 20 июня - для судака; с 15 октября до 15 ноября - для сига.
Помимо общих (стандартных) ограничений рыболовства, предусмотренных названными Правилами рыболовства, дополнительных ограничений в течение 2019 и 2020 годов, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 Закона N 166-ФЗ (запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов), не устанавливалось.
Обществом не представлено доказательств того, что названные ограничения рыболовства повлияли на его хозяйственную деятельность.
Принимая во внимание отсутствие объективных причин, воспрепятствовавших освоению Обществом квот в 2019 и 2020 годах, и отсутствие доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения Договоров, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении ответчиком в течение двух лет подряд условия об освоении квот и, соответственно, наличии оснований, предусмотренных статьей 450 ГК РФ и пунктом 2 части 2 статьи 13 Закона N 166-ФЗ, для расторжения Договоров.
Суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А56-78980/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибрежный Лов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.