20 октября 2022 г. |
Дело N А26-4296/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
при участии от акционерного общества "Корпорация развития Республики Карелия" Севастьянова А.С. (доверенность от 10.01.2022), от Контрольно-счетной палаты Республики Карелия Старковского В.С. (доверенность от 10.01.2022), от Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия Бортник О.В. (доверенность от 13.01.2022),
рассмотрев 19.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Корпорация развития Республики Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А26-4296/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Корпорация развития Республики Карелия", адрес: 185005, г. Петрозаводск, наб. Гюллинга, д. 11, оф.19, ОГРН 1111001006710, ИНН 1001041869, (далее - заявитель, Корпорация, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Карелия (далее - ответчик, Контрольно-счетная палата, КСП) о признании недействительным пункта 6 представления от 16.04.2021 N 02-08/235.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 26.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2022, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, в случае неисполнения плановых ежеквартальных ключевых показателей эффективности деятельности центра "Мой бизнес", указанные средства должны быть направлены на иные направления расходований субсидии; корректировка фактического размера квартальных премий сотрудников в зависимости от фактически достигнутых значений ключевых показателей эффективности деятельности центра "Мой бизнес" осуществляется в процентах от целевого размера премии; Корпорация выполнила обязательства в рамках национального проекта в отчетном периоде, что подтверждается отсутствием претензий со стороны Министерства экономики Российской Федерации к Правительству Республики Карелия. Общество также считает, что решение КСП неисполнимо, поскольку какого-либо требования о возврате средств от Министерства в адрес Корпорации не поступало, порядок возврата средств субсидии в представлении не указан, в случае возврата денежных средств в Министерство, оно будет обязано передать их в бюджета Российской Федерации, что противоречит смыслу оспариваемого представления. Кроме того, судами дана неверная оценка механизму возврата средств субсидии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Контрольно-счетной палаты возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в своем отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 15.01.2021 по 15.04.2021 Контрольно-счетной палатой в отношении Корпорации было проведено контрольное мероприятие "Выборочная проверка использования средств бюджета Республики Карелия, направленных на реализацию на территории Республики Карелия отдельных мероприятий федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в 2019-2020" годах" (далее - контрольное мероприятие).
По его результатам КСП было вынесено представление N 02-08/235 от 16.04.2021 (далее - Представление). По мнению КСП РК, изложенному в пункте 6 представления, Корпорация допустила нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия N 178-П от 08.05.2019 (далее - Порядок N 178-П), и пункта 5.3.2. Соглашения от 24.05.2019 N 23 о предоставлении субсидии, заключенного между Корпорацией и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Соглашение N 23), в части недостижения значений отдельных показателей результативности. В этой связи КСП обязало Корпорацию произвести возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в сумме 3 915 516 рублей 65 копеек.
Полагая представление в указанной части незаконным, Корпорация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания пункта 6 представления КСП недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Распоряжением Министерства от 24.05.2019 принято решение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии Корпорации развития на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес").
Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес") N 23 заключено Министерством с Корпорацией развития 24.05.2019 (далее - Соглашение N 23).
Предметом данного соглашения явилось предоставление субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с реализацией мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес") на оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центре "Мой Бизнес", в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, социального предпринимательства и в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также услуг АО "Корпорация "МСП" и АО "Российский экспортный Центр" (КБК 804 04 12 09 2 15 55275 813 код цели 19-Д46).
В 2019 году к Соглашению N 23 заключены два дополнительных соглашения от 31.07.2019 и от 24.12.2019. В результате внесенных изменений размер субсидии в 2019 году составил 68 498,4 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Карелия - 685,0 тыс. рублей, средства бюджета Российской Федерации - 67 813,4 тыс. рублей.
Средства субсидии в полном объеме перечислены Корпорации платежными поручениями Министерства от 18.06.2019 и от 26.12.2019.
Согласно представленным в ходе проверки отчетам о расходах, по состоянию на 01.0.1.2020 сумма израсходованных Корпорацией средств (итоговые данные) составила 57 930,2 тыс. рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2020 (неиспользованный остаток субсидии) составила 10 568,2 тыс. рублей.
Министерство финансов Республики Карелия письмом от 14.02.2020 в целях подтверждения потребности Корпорации в 2020 году остатков субсидий, неиспользованных в 2019 году, согласовало использование в 2020 году остатка субсидии в сумме 10 568,2 тыс. рублей по Соглашению N 23.
Распоряжением Министерства от 21.02.2020 в связи с необходимостью достижения цели (создание и развитие центра "Мой бизнес") принято решение о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес") в сумме 10 568,2 тыс. рублей.
В ходе проверки КСП установлено, что расходование субсидии осуществлялось в течение всего 2020 года. В частности, оплата запланированного к приобретению в 2019 году комплекса для аэрофотосъемки произведена в декабре 2020 года (договор поставки от 26.12.2020 стоимостью 1 471,2 тыс. рублей с ООО "ПЛАЗ") со сроком поставки оборудования в период с 26.12.2020 по 31.01.2021.
В 2020 году Корпорацией в Министерство представлены отчеты о расходах остатков субсидии, предоставленной в 2019 году, согласно которым фактические расходы (исполнение нарастающим итогом) составили 68 498,4 тыс. рублей (100,0 процентов от объема перечисленных средств в 2019 году). Таким образом, по состоянию на 01.01.2021 остаток неиспользованных средств субсидии по Соглашению N 23 отсутствует.
КСП установлено, что в 2020 году при использовании средств субсидии за 2019 год отчеты Корпорацией представлялись исключительно о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась данная субсидия, отчеты о достижении значений показателей результативности не формировались и в Министерство не предоставлялись, что не соответствует пункту 5.3.4. Соглашения N 23 и пункту 14 Порядка N 178-П.
Сравнительный анализ исполнения плановых значений направлений расходов по отношению к фактическим показателям в разрезе наименований мероприятий (статей расходов), отраженным в представленных отчетах о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия за 2019-2020 годы, и сводным данным о расходовании средств субсидии, предоставленным главным бухгалтером Корпорации развития показал, что общий объем расходов по данным отчетов, полученный путем суммирования расходов по всем мероприятиям, меньше суммы, отраженной в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом по субсидии (разница составила 72,2 тыс. рублей). Установлены многочисленные несоответствия данных отчетов с фактическим исполнением по данным бухгалтерии Корпорации развития в разрезе мероприятий, что свидетельствует о недостоверности отчетности за 2019 год, представленной Корпорацией в Министерство.
Также КСП установлены иные нарушения, в том числе:
- в плане работы центра "Мой бизнес" отсутствуют роли участников мероприятий, ответственных лиц за проведение мероприятий, источники поступления ресурсов, необходимых для реализации мероприятий (отражен только стоимостной ресурс), а также, качественно и количественно измеримые результаты указанных мероприятий (подпункт "е" пункта 4.1.3. Требований, утвержденных Приказом N 125);
- на момент контрольного осмотра (акт от 15.02.2021) на информационных стендах отсутствовала актуальная и исчерпывающая информация, необходимая для получения услуг центра "Мой бизнес" (перечень услуг и сроки их предоставления, режим работы и иная информация, необходимая для получения услуг центра "Мой бизнес" (подпункт "б" пункта 4.1.4. Требований, утвержденных Приказом N 125) (в ходе проверки Корпорацией сообщено о размещении необходимой информации на стендах по состоянию на 18.02.2021);
- при составлении и утверждении сметы центра "Мой бизнес" на 2019 год Министерством необоснованно расширен перечень направлений расходов;
- в Центре сертификации, стандартизации и испытаний отсутствует парк высокотехнологичного оборудования, в том числе испытательного и сертификационного, предусматривающего, в том числе наличие системы мониторинга рабочего времени и простоя такого оборудования, и необходимого программного обеспечения (подпункт "з" пункта 4.3.7.2. Требований, утвержденных Приказом N 125);
- отсутствует штат высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки и опыт работы на оборудовании Центра сертификации, стандартизации и испытаний, состоящего из инженеров-конструкторов, технологов, иных специалистов в сфере деятельности центра сертификации (в ходе проверки представлены копии дипломов о профессиональной переподготовке специалистов в сфере метрологии и стандартизации и дипломы о присуждении квалификации юрист по специализации "юриспруденция") (подпункт "и" пункта 4.3.7.2. Требований, утвержденных Приказом N 125).
Анализ результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных в рамках соглашения о предоставлении субсидии, показал следующее.
Согласно отчету о достижении значений показателей результативности на 30.12.2019 по Соглашению N 23 исполнение по 40 плановым показателям сложилось следующим образом:
- более 100 процентов (перевыполнение) - по 26 показателям, при этом по 20 показателям исполнение составило от 130 до 30 195 процентов (например, по показателю "объем реализованных товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимися участниками территориальных кластеров, курируемых центром кластерного развития (для центров кластерного развития, созданных до 1 января текущего года)" исполнение составило 30 195 процентов, по показателю "количество услуг, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, в том числе Центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования)" - 4 040 процентов);
- 100 процентов (101 процент) - по 8 показателям;
- от 22 до 48 процентов (невыполнение) - по 3 показателям, а именно:
1) "объем инвестиций, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства в реализацию программ модернизации / развития / перевооружения производства, разработанных при содействии инжинирингового центра" - фактическое исполнение составило 202,5 тыс. рублей или 40,5 процента от планового значения (500,0 тыс. рублей) (причина отклонения отсутствует, графа не заполнена). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 показатель рассчитывается исходя из объема средств, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства как в разработку программы (сумма софинансирования по договору на разработку программы), так и в реализацию программы. В 2019 году учтен объем инвестиций ООО "Заготпром" по договору от 25.12.2019;
2) "общий объем возмездных работ (услуг), выполненных (оказанных) центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) субъектам малого и среднего предпринимательства" - фактическое исполнение составило 48,0 тыс. рублей или 48,0 процентов от планового значения (100 тыс. рублей) (причиной отклонения указано то, что оборудование приобретено в октябре 2019 года, геодезическое оборудование используется в основном с весны до осени). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 коэффициент, отражающий фактическое использование, рассчитывается исходя из суммы арендной платы за ультразвуковой дефектоскоп А 1214 EXPERT, в 2019 году заключено 3 соглашения на общую сумму 48,0 тыс. рублей;
3) "коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) (со второго года работы центра сертификации и в случае, если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения)" - фактическое исполнение составило 6,6 процента или 22,0 процентов от планового значения (30,0 процентов) (причиной отклонения указано то, что коэффициент загрузки определяется со второго года работы центра сертификации).
Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 коэффициент рассчитывается исходя из количества дней аренды оборудования, которое в 2019 году было сдано в аренду на основании 3 договоров на общий срок сдачи 25 дней.
Согласно пояснениям Корпорации от 19.03.2021, помимо ультразвукового дефектоскопа А 1214 EXPERT, в 2019 году за счет средств субсидии на создание и развитие центра "Мой бизнес" приобретен комплект геодезического оборудования на общую сумму 2 050,6 тыс. рублей (оплата по договору от 13.09.2019 с ООО "Эффективные технологии Центр" произведена платежным поручением от 18.09.2019).
При этом КСП установлено, что в проверяемый период и на момент проверки геодезическое оборудование Центром сертификации, стандартизации и испытаний не использовалось. Объявления о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства указанного оборудования в аренду в средствах массовой информации, на официальном сайте Корпорации не публиковались. Следовательно, средства субсидии на создание и развитие центра "Мой бизнес" в сумме 2 050,6 тыс. руб., направленные в 2019 году Корпорацией на приобретение геодезического оборудования, не оказали влияния на достигнутые значения показателей результативности субсидии (в связи с длительным неиспользованием оборудования (в период 2019-2020 годов и истекшем периоде 2021 года) для целей оказания услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства);
4) фактическое значение равно "0" - по 1 показателю (плановое значение показателя "коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения (в случае если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения)" утверждено со значением 50,0 процентов) (причина отклонения отсутствует, графа не заполнена). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 и от 10.02.2021 данный показатель по Региональному центру инжиниринга рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной приказом Корпорацией от 04.02.2020. Приказ издан в связи с приобретением интерактивного стола Snake и вводом данного основного средства в эксплуатацию. На момент планирования, утверждения и исполнения показателя в течение 2019 года оборудование и методика расчета отсутствовали. Изменения значения планового показателя Корпорацией развития не инициировались.
Невыполнение (недостижение) плановых показателей результативности является нарушением пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением N 178-П, пункта 5.3.2. Соглашения N 23 и влечет ответственность установленную пунктами 16, 17 Порядка N 178-П.
Контрольно-счетной палатой установлено, что по состоянию на 01.01.2020 возврат части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей результативности Корпорацией не осуществлен, требование о возврате средств субсидии Министерством не направлялось.
По результатам проведенного контрольного мероприятия КСП составлен акт и отчет, утвержденный постановлением коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 07.04.2021 N 4.
В адрес Корпорации ответчиком направлено представление N 02-08/235 от 16.04.2021, в пункте 6 которого указано, что в нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением N 178-П, и пункта 5.3.2. Соглашения N 23 Обществом не достигнуты значения отдельных показателей результативности предоставления субсидии на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), что влечет ответственность установленную пунктами 16, 17 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением N 178-П. Объем средств субсидии, подлежащий возврату в бюджет Республики Карелия, отражен в приложении 2 к настоящему представлению.
Объем субсидии, подлежащий возврату в бюджет Республики Карелия, рассчитан в связи с недостижением Обществом трех показателей результата по Соглашению N 23 и составил 3 915 516, 65 руб.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, отказали в удовлетворении заявленный требований, правомерно руководствуясь следующим.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.05.2019 N 178-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес").
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка N 178-П субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц (кроме некоммерческих организаций), которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которых является Республика Карелия, на реализацию мероприятий по созданию и развитию центра "Мой бизнес" (далее - Центр). Субсидия предоставляется по результатам отбора Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - отбор, Министерство). Критерии и порядок отбора устанавливаются Министерством с учетом требований, указанных в настоящем Порядке.
В пункте 5 Порядка N 178-П определены условия предоставления субсидии, в том числе принятие получателем субсидии обязательств по достижении значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных Министерством в соглашении.
В пунктах 13 и 14 Порядка N 178-П закреплено, что показателями результативности предоставления субсидии являются:
создание Центра;
развитие Центра посредством оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки в части создания и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства и поддержки в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология.
Конкретные значения показателей результативности предоставления субсидии, сроки и форма представления получателем субсидии отчетности о достижении установленных показателей результативности предоставления субсидии устанавливаются Министерством в соглашении.
В пункте 15 Порядка N 178-П установлено, что контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля в соответствии с законодательством.
За нарушение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленное по фактам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, предусматриваются следующие меры ответственности:
возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в случае:
нецелевого использования субсидии - в полном размере;
нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, - в размере субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение.
В случае, когда факты нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии установлены уполномоченным органом государственного финансового контроля, получатель субсидии возвращает в бюджет Республики Карелия субсидию в сроки и в порядке, установленные уполномоченным органом государственного финансового контроля, или в течение 30 дней со дня получения его представления, если срок не указан (пункт 16 Порядка N 178-П).
В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущено нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с абзацем третьим пункта 5 настоящего Порядка, размер средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия в срок до 1 марта очередного финансового года, рассчитывается по вышеприведенной формуле.
В случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка субсидии на финансовое обеспечение затрат и отсутствия решения Министерства, принятого по согласованию с уполномоченным органом государственного финансового контроля, о наличии потребности в указанных средствах данные неиспользованные средства подлежат возврату в бюджет Республики Карелия по коду доходов бюджетной классификации, указанному в соглашении, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства (пункт 18 Порядка N 178-П).
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в бюджет Республики Карелия, указанные средства подлежат взысканию в судебном порядке (пункт 19 Порядка N 178-П).
Между Министерством и Корпорацией развития заключено Соглашение от 24.05.2019 N 23 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес") в объеме 68 498 400 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Карелия - 685 000,0 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 67 813 400,0 рублей.
В пунктах 5.1.3 - 5.1.5 Соглашении N 23 определены обязанности Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия (Главный распорядитель средств бюджета Республики Карелия): Министерство в целях реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес") обязуется определить показатели результативности в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению и осуществить оценку их достижения; осуществлять контроль за соблюдением Получателем целей и условий предоставления Субсидии; в случае, если Получателем допущены нарушения порядка, целей и условий, предусмотренных настоящим Соглашением, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Субсидии в бюджет Республики Карелия; в случае, если Получателем не достигнуты установленные значения показателей результативности, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Субсидии в бюджет Республики Карелия в порядке, установленном пунктом 17 Порядка N 178-П.
Обязанности получателя закреплены в пунктах 5.3.2., 5.3.3.1 Соглашения N 23, согласно которым получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении 2 к настоящему Соглашению; обеспечить возврат Субсидии (остатков Субсидии) в случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка Субсидии и отсутствия решения Главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия, принятого по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия, о наличии потребности в указанных средствах, по коду доходов 804 116 3200002 0000140 в следующем порядке:
в срок до 1 марта очередного финансового года в следующих объемах:
нецелевого использования - в полном объеме;
нарушения условий, установленных при ее предоставлении, - в объеме субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение;
недостижения значений показателей результативности предоставления субсидии - в объеме средств, рассчитанном по формуле, установленной пунктом 17 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 08 мая 2019 года N 178-П.
В Приложении 2 к Соглашению N 23 установлены показатели результативности на 2019 год, в том числе:
- Объем инвестиций, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства в реализацию программ модернизации / развития / перевооружения производства, разработанных при содействии инжинирингового центра. Плановое значение показателя - 500 тыс. руб.;
- Коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения в случае, если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения). Плановое значение показателя - 50%;
- Общий объем возмездных работ (услуг), выполненных (оказанных) центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) субъектам малого и среднего предпринимательства. Плановое значение показателя - 100 тыс. руб.
Проведенной проверкой установлено, что данные показатели результативности Корпорацией по состоянию на 31.12.2019 не достигнуты, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
По мнению Корпорация и Министерства, недостижение установленных в Соглашении показателей не может влечь последствий в виде наступления обязанности по возврату в бюджет средств субсидии, поскольку Подпрограммой 2 Государственной программы Республики Карелия, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 N 49-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - государственная программа), предусмотрена в том числе реализация мероприятий федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", показателями результативности реализации указанной программы являлись:
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших государственную поддержку в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доводы Корпорации и Министерства об ошибочном включении показателей результативности в приложение 2 к Соглашению N 23, в результате действия человеческого фактора, рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.03.2019 N 125 утверждены Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Приложениях N 2 и 3 к Требованиям установлены направления расходования субсидии на финансирование центра "Мой бизнес" и перечень ключевых показателей деятельности центра "Мой бизнес".
Судами верно отмечено, что направления расходов субсидии и плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра "Мой бизнес" в рамках реализации федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство" на 2019 год формировались Корпорацией, утверждались Министерством, а также направлялись для проверки и утверждения в Министерство экономического развития Российской Федерации. При этом плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра "Мой бизнес", утвержденных Министерством и экспертной группой Министерства экономического развития Российской Федерации, соответствуют значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным Корпорации в Соглашении (полностью совпадают).
В ходе проводимой КСП проверки не установлено внесение в 2019 году Корпорацией или Министерством каких-либо изменений в плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра "Мой бизнес" за 2019 год и показателей результативности предоставления субсидии по Соглашению, невыполнение которых стало основанием для включения в представление Контрольно-счетной палаты оспариваемого пункта о возврате субсидии. Показатели результативности субсидии, установленные Корпорации в Соглашении N 23, детализируют (в разрезе структурных подразделений центра "Мой бизнес") показатели федерального проекта, соответствующего регионального проекта и государственной программы, направлены на их достижение.
При этом судами установлено, что недостижение Корпорацией планового значения показателя "коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования)" (предусмотрено со второго года работы центра сертификации) при расчете суммы возврата субсидии, указанной в представлении, не учитывалось, что подтвердили представители КСП в судебном заседании и не опровергнуто Корпорацией и Министерством.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правильный вывод о соответствии Соглашения N 23 требованиям, изложенным в Порядке N 178-П (в редакции от 08.05.2019), а Корпорация, подписывая данное соглашение, приняла на себя обязательства по достижению показателей результативности, обозначенных в Приложении 2 к Соглашению N 23.
Судами также установлено, что Министерство издало распоряжение о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), и данный остаток субсидии 2019 года был полностью израсходован в 2020 году.
Вместе с тем, как обоснованно отметили суды, издание Министерством распоряжения от 21.02.2020 N 7 о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), не опровергает факт нарушения Корпорацией по состоянию на 31.12.2019 обязательств по Соглашению N 23.
Как следует из материалов дела, в 2020 году не были установлены показатели результативности в отношении остатка субсидии 2019 года, перенесенного на 2020 год. В 2020 году при использовании средств субсидии за 2019 год Корпорацией отчеты представлялись исключительно о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия. Отчеты о достижении значений показателей результативности в нарушение пункта 5.3.4. Соглашения N 23 и пункта 14 Порядка N 178-П) не формировались и в Министерство не предоставлялись, что повлекло невозможность осуществления оценки результативности использования остатка субсидии за 2019 год.
В Приложении 3 к отчету о результатах контрольного мероприятия ответчиком приведен анализ направлений расходов центра "Мой бизнес" в разрезе мероприятий (статей расходов) за 2019-2020 годы в части субсидии, предоставленной Корпорации по Соглашению N 23 (далее - таблица).
Таблица составлена Контрольно-счетной палатой по данным, представленным бухгалтерией Корпорации в ходе контрольного мероприятия. В графе 14 таблицы отражено использование в 2020 году центром "Мой бизнес" (Корпорацией) неиспользованного в 2019 году остатка субсидии по Соглашению N 23 в разрезе подразделений (центров) и статей расходов (позиций сметы).
Контрольно-счетная палата в ходе судебного разбирательства указала, что данные таблицы (результаты контрольного мероприятия) расходятся с данными, представленными Корпорацией в ходе судебного разбирательства.
В частности, по результатам контрольного мероприятия установлено, что использование в 2020 году остатка субсидии по Соглашению N 23 составило:
по Инжиниринговому центру - 1 334,7 тыс. рублей,
по Центру сертификации, стандартизации и испытаний - 3 016,8 тыс. рублей.
Вместе с тем, в соответствии с данными, дополнительно представленными Корпорацией в ходе судебного разбирательства, использование в 2020 году остатка субсидии по Соглашению N 23 составило:
по Инжиниринговому центру - 1 382,2 тыс. рублей,
по Центру сертификации, стандартизации и испытаний 2 476,8 тыс. рублей.
Кроме того, представленные Корпорацией в ходе судебного разбирательства документы (договоры с поставщиками товаров, работ, услуг, акты выполненных работ), наряду с платежными документами, подтверждают лишь целевое использование средств субсидии по Соглашению N 23, но не подтверждают достижение в 2020 году показателей результативности субсидии, обозначенных в пункте 6 оспариваемого представления.
Ссылка Корпорации и третьего лица на принятое Министерством решение, согласованное с Министерством финансов Республики Карелия, о наличии потребности в направлении в 2020 году средств остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), обоснованно отклонена судом, поскольку из содержания пункта 5.3.3.1 Соглашения N 23 во взаимосвязи с пунктами 5.3.2 Соглашения следует, что при недостижении значений показателей результативности предоставления субсидии денежные средства в любом случае должны быть возвращены в бюджет, а решение о переносе неиспользованной субсидии на следующий год возможно только в случае, если все показатели результативности на 2019 год достигнуты, неизрасходованные денежные средства являются, по сути, экономией бюджета в связи с достижением результатов меньшими средствами.
Более того, пункт 5.3.3.1 Соглашения в части установления возможности переноса субсидии на следующий год на основании решения Министерства в случае недостижения показателей результативности противоречит пунктам 16 - 18 Порядка N 178-П, согласно которым за нарушение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленное по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом государственного финансового контроля, в качестве меры ответственности предусматривается возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в случае:
нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии - в размере субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение;
недостижения результата предоставления субсидии, значений показателей результата предоставления субсидии - в размере, установленном пунктом 17 Порядка предоставления субсидии.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций не усмотрели предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого пункта представления недействительным.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права применительно к установленным обстоятельствам и предмету спора.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А26-4296/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Корпорация развития Республики Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что Министерство издало распоряжение о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), и данный остаток субсидии 2019 года был полностью израсходован в 2020 году.
Вместе с тем, как обоснованно отметили суды, издание Министерством распоряжения от 21.02.2020 N 7 о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра "Мой бизнес"), не опровергает факт нарушения Корпорацией по состоянию на 31.12.2019 обязательств по Соглашению N 23.
...
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по делу N А26-4296/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Корпорация развития Республики Карелия" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2022 г. N Ф07-14554/22 по делу N А26-4296/2021