19 октября 2022 г. |
Дело N А26-9802/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Цыгановой О.В. (доверенность от 12.09.2022),
рассмотрев 19.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А26-9802/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (далее - Учреждение, Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление, Казначейство) о признании незаконным пункта 3 мотивировочной и резолютивной частей Представления от 26.10.2021 N 60-21-23/12-8799, как не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 21.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, выплата компенсации должна быть приостановлена в случае неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев, при этом после погашения задолженности выплата компенсации возобновляется.
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в рамках реализации результатов плановой выездной проверки (идентификатор контрольного мероприятия - 2021-ПВ.072.1017-0600.031.), проведенной на основании приказа Управления от 25.05.2021 N 239, составлен Акт выездной проверки от 06.08.2021.
По результатам проверки установлено нарушение, отраженное в пункте 3 оспариваемого Представления, и выразившееся в неправомерно выплаченной Центром компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в сумме 14 158 268 рублей 60 копеек 2 311 гражданам, относящимся к льготным категориям, которые имели задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с выявленным нарушением в рамках реализации результатов плановой выездной проверки в адрес Центра было направлено Представление с требованием, в том числе, изложенным в пункте 3 Представления, в срок до 20 декабря 2021 года устранить бюджетное нарушение на сумму 14 158 268 рублей 60 копеек путем принятия по отношению к гражданам из числа лиц, получающих компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета, имеющим задолженность по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2021, мер в соответствии с пунктом 3.1 Порядка N 323-П и (или) подтверждения погашения гражданами задолженности по состоянию на 01.01.2021 или, в случае невозможности устранения нарушения или его части вышеуказанным путем, осуществить возврат в доход федерального бюджета сумм, неправомерно выплаченной гражданам компенсации, а также принять меры по устранению причин и условий указанного нарушения. Представление получено Учреждением 28.10.2021.
Учреждение, не согласившись с Представлением в части нарушения, указанного в пункте 3 мотивировочной и резолютивной частей, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности оспариваемого пункта представления, удовлетворил заявление Учреждения.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу части 3 указанной статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 N 323-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 31.12.2009 N 323-П (далее - Порядок).
Пунктом 2 Постановления РК 323-П установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные вышеперечисленными федеральными законами, предоставляются гражданам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 3.1 Постановления РК N 323-П определено, что компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Выплата компенсации приостанавливается по решению руководителя Центра при условии:
а) неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев;
б) невыполнения гражданином условий соглашения по погашению задолженности, заключенного с организацией ЖКХ.
Выплата компенсаций гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором Центром получена информация от организаций ЖКХ об имеющейся у них задолженности.
В рассматриваемом случае Управлением установлено, что Центр в период с марта 2020 года по декабрь 2020 года осуществлял выплату ЕДК гражданам, которые согласно сведениям, поступившим от организаций ЖКХ в форме электронного реестра, имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более двух месяцев, Учреждению было выдано представление об устранении бюджетных нарушений.
Вместе с тем судами обеих инстанций установлено, что в спорный период возможности граждан добросовестно исполнять обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги были объективно ограничены действиями и решениями уполномоченных государственных органов, направленными на предотвращение распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно пунктам 7.5, 8.1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 N 127-р (далее - Распоряжение N 127-р) лицам старше 60 лет рекомендовано воздержаться от посещения общественных мест, кроме случаев выполнения трудовой функции и посещения общественных мест с целью решения вопросов жизнеобеспечения.
Учитывая то, что вышеизложенные ограничения создавали объективные препятствия своевременному исполнению гражданами обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2020 N 189-р, Распоряжение N 127-р дополнено пунктом 11.14, содержащим положение о том, что наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги в период самоизоляции не учитывается при принятии решения о предоставлении (при предоставлении) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Таким образом, судами обеих инстанций сделан правомерный вывод о том, что Учреждение, исполняя требования пункта 11.14 Распоряжения N 127-р, продолжая выплату компенсации гражданам при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в условиях действующих ограничений, действовало в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные Учреждением требования и признали пункт 3 Представления Управления недействительным.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А26-9802/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 19.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу N А26-9802/2021,
Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" (далее - Учреждение, Центр) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Управление, Казначейство) о признании незаконным пункта 3 мотивировочной и резолютивной частей Представления от 26.10.2021 N 60-21-23/12-8799, как не соответствующего положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2022 г. N Ф07-14183/22 по делу N А26-9802/2021