21 октября 2022 г. |
Дело N А21-12729/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 19.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А21-12729/2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области, адрес: 238310, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Малое Исаково, ул. Гурьевская, д.5а, ОГРН1023902297660, ИНН 3917000720, (далее - МУ ЖКХ "Коммунальник", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д.1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 10.11.2021 N ЖК-2/1800/1/ЖСА/4720-о. об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением суда от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 04.07.2022, Предприятию в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в спорном многоквартирном доме установлен индивидуальный тепловой пункт и общедомовой прибор учета тепловой энергии, учитывающий расходы тепловой энергии на услуги отопления и приготовление горячей воды, следовательно, оплата должна определяться на основании данных приборов учета, а не исходя из утвержденных нормативов за тепловую энергию, что подтверждено выводами Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 31.01.2018 N 309-КГ17-21544 по делу N А07-10358/2016).
Предприятие и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании приказа от 19.10.2021 N ЖК-3389/пр провело внеплановую документарную проверку МУ ЖКХ "Коммунальник" с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома (МКД) N 43, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н., пос. Васильково, ул. Калининградская.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 10.11.2021, что указанный МКД находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Гурьевская управляющая компания" (далее - Управляющая компания) и оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, поступающей в теплоноситель от ресурсоснабжающей организации - Предприятия.
Между Управляющей компанией и Предприятием заключен договор от 01.04.2010 N 08-10 на оказание услуг по теплоснабжению, который с 27.03.2020 расторгнут Предприятием в одностороннем порядке (уведомление от 26.02.2020 N 83). Начисления и выставление платы за коммунальную услугу "водоподогрев" жильцам МКД осуществляется Предприятием по договору, заключенному с собственниками жилых помещений (т.е. Предприятие является исполнителем услуг).
Плата за услугу "водоподогрев" ("тепловая энергия (для нужд ГВС)") по квартире указанного дома, оснащенного индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения, рассчитывается Предприятием исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Придя к выводу о том, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в доме фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев", Министерство, произведя перерасчет стоимости данной услуги по квартире с учетом тарифов на тепловую энергию, утвержденных приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 25.11.2019 N 107-02т/19, установило нарушение Предприятием порядка расчета платы за услугу "водоподогрев" за период с апреля по сентябрь 2021 года.
Об устранении выявленного нарушения в срок до 30.12.2021 Министерство выдало Предприятию предписание от 10.11.2021 N ЖК2/1800/1/ЖСА/4720-о, которым возложило на него обязанность произвести перерасчет платы за услугу "водоподогрев" за указанный период всем жильцам помещений, расположенных в МКД N 43 по улице Калининградская, поселка Васильково, Гурьевского района, в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с формулами 20 и 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с предписанием Министерства, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Министерства правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания о необходимости осуществления перерасчета платы за подогрев холодной воды в МКД в спорный период. Суды пришли к выводу, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения МКД, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ), задачам и целям правового регулирования в сфере жилищного законодательства и лицензирования предпринимательской деятельности в указанной сфере.
Понятие государственного жилищного надзора и наделение соответствующими полномочиями его органов на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере жилищного законодательства определены в части 1 и пункте 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Оспариваемое предписание от 10.11.2021 N ЖК2/1800/1/ЖСА/4720-о вынесено уполномоченным должностным лицом Министерства в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Рассматривая вопрос обоснованного перерасчета платы за услугу "водоподогрев" за указанный период, суды правомерно исходили из следующего.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Рассматривая данный случай, суды установили, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, нецентрализованной системой горячего водоснабжения, горячая вода готовится в индивидуальном тепловом пункте дома путем подогрева холодной воды через теплообменник; Предприятие поставляет в дом коммунальный ресурс "тепловая энергия", осуществляет начисление и выставление платы жильцам за коммунальную услугу "водоподогрев". При этом плата за данную услугу рассчитывается Предприятием с применением показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 N 683 введены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 отражено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды исходя из Правил N 354, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, суды указали, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в указанном доме фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев", расчет платы за данную услугу должен осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (с учетом того, что в соответствии с Постановлением N 683 норматив расхода тепловой энергии для указанного МКД - 0,0592 Гкал/куб. м)
Между тем, представленными письменными пояснениями и соответствующими расчетами подтверждается и Предприятием не отрицается, что плата за услугу "тепловая энергия (для нужд ГВС)" по кв. N 9 рассчитана исходя из фактического потребления горячего водоснабжения по общедомовому прибору учета.
В связи с этим суды обоснованно сочли оспариваемое предписание соответствующим требованиям законодательства и исполнимым: с учетом установления для единой теплоснабжающей организации МУП ЖКХ "Коммунальник" на территории МО "Гурьевский городской округ" приказом Службы от 30.11.2029 N 107-02т/19 тарифов на тепловую энергию (в том числе для населения: с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 3270,00 руб./Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 3387,60 руб./Гкал.) и вынесения Администрацией Гурьевского городского округа постановлений "Об утверждении платы за услуги теплоснабжения" от 23.01.2020 N 97 и от 25.01.2020 N 104.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Предприятия, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по делу N А21-12729/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
...
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 отражено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды исходя из Правил N 354, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2022 г. N Ф07-13884/22 по делу N А21-12729/2021