21 октября 2022 г. |
Дело N А21-12486/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 17.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А21-12486/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининград, Нарвская улица, дом 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уют", адрес: 236022, Калининград, улица Мусоргского, дом 10, корпус 8, офис 412, 419, ОГРН 1083925036436, ИНН 3904604139 (далее - Общество), о взыскании 58 059 руб. 66 коп. в возмещение расходов на принудительную эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме 30-38 по Калужской улице в Калининграде (далее - МКД), а также 102 руб. 30 коп. в возмещение почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 решение от 01.04.2022 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, считая, что обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: Предприятие с привлечением подрядной организации осуществило проверку технического обследования теплосчетчика по спорному объекту и подготовило техническое задание; факт оказания услуг в размере, предъявленном к взысканию, подтвержден актом от 01.06.2021 технического состояния узла учета тепловой энергии у потребителя (далее - акт от 01.06.2021); понесенные Предприятием расходы не включены в тариф ресурсоснабжающей организации и подлежат взысканию с Общества; предъявленные к взысканию расходы возникли у Предприятия исключительно из обязанности приступить к принудительной эксплуатации приборов учета тепловой энергии, установленной положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); правовая позиция Предприятия подтверждена судебной практикой.
Предприятие и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Шелен-сервис" (исполнитель; далее - Организация) заключили договор от 13.11.2018 N 1759-18 на оказание услуг (далее - Договор от 13.11.2018), по условиям которого исполнитель обязался своевременно оказывать услуги по обследованию приборов учета тепловой энергии и изготовлению технического задания на проведение ремонтных работ приборов учета по результатам обследования согласно приложению N 2 к Договору от 13.11.2018, а заказчик обязался принимать и оплачивать оказанные услуги. Услуги оказываются исполнителем на основании поданных заказчиком письменных заявок с указанием места, даты и времени обследования. Обследование приборов учета тепловой энергии проводится в присутствии представителей заказчика, выполняется исполнителем на месте установки прибора учета тепловой энергии без его демонтажа.
Согласно пункту 1.2 Договора от 13.11.2018 результатом оказания услуг по нему является: акт технического обследования, составленный по форме согласно приложению N 1 к Договору от 13.11.2018 с указанием работ по ремонту неисправного оборудования прибора учета тепловой энергии для приведение его в рабочее состояние; оборудования и материалов, необходимых для замены неисправного оборудования прибора учета тепловой энергии для приведения его в рабочее состояние; техническое задание на проведение ремонта прибора учета тепловой энергии, составленное согласно приложению N 2 к Договору от 13.11.2018.
В рамках Договора от 13.11.2018 Предприятие и Организация в отношении узла учета тепловой энергии в МКД, управление которым осуществляет Общество, составили акт от 13.11.2018, согласно которому узел учета тепловой энергии неисправен.
В письме от 26.12.2018 Предприятие уведомило Общество о выводе указанного узла учета из эксплуатации в связи с неисправностью средств измерений, проведении 28.12.2018 технического обследования узла учета в МКД и просило Общество направить своего представителя с целью участия при обследовании и оформлении акта диагностики.
В письме от 15.05.2019 Предприятие просило Общество представить сведения о фактическом наличии и комплектности установленного оборудования узла учета, в том числе в МКД.
В письме от 27.09.2019 Предприятие, указав, что узел учета, в том числе в МКД выведен из эксплуатации по причине окончания срока периодической поверки комплектующего оборудования общедомового прибора учета, просило Общество сообщить информацию о выполнении мероприятий по поверке такого оборудования.
В отношении МКД проведена проверка работоспособности узла учета тепловой энергии, о чем составлен акт от 01.06.2021, согласно которому в МКД с 01.06.2021 по 19.05.2025 введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии.
В письме от 10.09.2021 Предприятие, сославшись на акт от 01.06.2021, просило Общество возместить 58 059 руб. 66 коп. расходов.
В письме от 01.10.2021 Предприятие повторно предложило Обществу уплатить указанную сумму.
В связи с неуплатой Обществом указанной суммы Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Из представленной в дело калькуляции предъявленных к взысканию расходов следует, что 3100 руб. являются затратами Предприятия в рамках Договора от 13.11.2018 на услуги Организации по обследованию спорного прибора учета и изготовлению технического задания на проведение ремонтных работ прибора учета.
Предъявленные к взысканию расходы в размере 54 959 руб. 66 коп. являются расходами Предприятия на оплату труда сотрудников отдела принудительной эксплуатации (установки) приборов учета Службы учета энергетических ресурсов, Сервисно-ремонтной службы, Группы контроля по обеспечению объектов ОДПУ МП "Калининградтеплосеть" с учетом страховых взносов за организацию работы по принудительной эксплуатации прибора учета за январь 2019 - март 2021 года.
Установив несение Предприятием указанных расходов, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска, исходя из того, что выявленные при проверке узла учета в МКД неисправности Общество устранило самостоятельно, заключив с Организацией договор от 16.02.2021 N 422/П/2020 (далее - Договор от 16.02.2021) и оплатив Организации оказанные услуги.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии (пункт 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Общество, являясь управляющей организацией МКД, обязано обеспечивать надлежащую эксплуатацию его ОДПУ.
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанной организации к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанной организации на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанной организацией расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал на то, что факт оказания услуг, в результате которых Предприятие понесло предъявленные к взысканию расходы, подтвержден актом от 01.06.2021; согласно справке о затратах при оказании услуг по эксплуатации приборов учета Предприятием затрачено 3100 руб. по обследованию приборов учета и изготовлению технического задания, 54 959 руб. 66 коп. - оплата труда сотрудников отдела принудительной эксплуатации (установки) приборов учета; оплата услуг подрядной организации предусмотрена Договором от 13.11.2018 и произведена Предприятием платежным поручением от 21.11.2018 N 7384; указанные расходы в тариф ресурсоснабжающей организации не включены и подлежат взысканию с Общества.
Вместе с тем в материалы дела представлен заключенный Обществом (заказчиком) и Организацией (исполнителем) Договор от 16.02.2021, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель обязался оказать услугу по организации поверки счетчика учета тепловой энергии в МКД.
Согласно приложению N 1 к Договору от 16.02.2021 в перечень услуг входят, в том числе демонтаж, монтаж счетчика учета тепловой энергии, снятие и установка вставки, замена элемента питания.
В материалы дела представлены доказательства оплаты Обществом услуг по Договору от 16.02.2021.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что акт от 01.06.2021, согласно которому с 01.06.2021 по 19.05.2025 введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии в МКД, и на который сослалось Общество в обоснование иска, составлен в результате выполнения именно Обществом мероприятий по ремонту и поверке прибора учета, который введен в эксплуатацию на основании акта от 01.06.2021 Так, ответчик представил договор с предпринимателем Гусевым Б.В. о выполнении работ по замене элемента питания (батарейки) и комплекта термодатчиков, акт выполненных работ по этому договору от 17.04.2019, доказательства их оплаты, свидетельства о поверке от 28.02.2019 и от 03.07.2019.
Ввиду того, что Предприятие фактически не осуществляло операции по обслуживанию и ремонту прибора учета в МКД, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска.
При этом апелляционный суд не учел, что в материалы дела представлено доказательство несения Предприятием в рамках Договора от 13.11.2018 расходов на обследование узла учета тепловой энергии в МКД и изготовлению технического задания - акт выполненных работ от 30.01.2019 N 612/Р/3001, в сумме 3100 руб.
Кассационный суд полагает, что обжалуемое постановление подлежит изменению в части отказа в удовлетворении требования о взыскании 3100 руб. расходов и распределения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу N А21-12486/2021 изменить, изложив абзац второй его резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Уют", адрес: 236022, Калининград, улица Мусоргского, дом 10, корпус 8, офис 412, 419, ОГРН 1083925036436, ИНН 3904604139, в пользу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининград, Нарвская улица, дом 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375, 3100 руб. в возмещение расходов на принудительную эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также 05 руб. 46 коп. в возмещение почтовых расходов и 124 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
В удовлетворении иска в остальной части отказать".
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
...
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанной организации к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанной организации на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанной организацией расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2022 г. N Ф07-15142/22 по делу N А21-12486/2021