24 октября 2022 г. |
Дело N А56-104699/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Силкиной С.Д. (доверенность от 11.11.2021 N 542-д), от общества с ограниченной ответственностью "Транспортная концессионная компания" Королева К.Е. (доверенность от 13.12.2021 N 071),
рассмотрев 18.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная концессионная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-104699/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, улица Кавалергардская, дом 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная концессионная компания", адрес: 195030, Санкт-Петербург, улица Потапова, дом 25, строение 1, помещение 309, ОГРН 1136952000888, ИНН 6952036026 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 25 846 руб. 89 коп. задолженности, 185 руб. неустойки, начисленной по состоянию на 20.08.2021, с последующим ее начислением начиная с 21.08.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2020 N 271-р "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2021 - 2025 годы" (далее - Распоряжение N 271-р).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее - организация ВКХ) и Обществом (абонент) заключены договоры холодного водоснабжения от 10.06.2019 N 11-094586-ПП-ВС и водоотведения от 30.01.2019 N 11-082449-ПС-ВО (далее - договоры), согласно условиям которых организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, а также осуществлять прием сточных вод абонента, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и водоотведение.
Оплата по договорам осуществляется абонентом по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоотведения (пункты 6 договоров).
Согласно пунктам 7 договоров расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по договорам в следующем порядке (если иное не предусмотрено Правилами N 644):
- 50 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
- оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Предприятие в июне-июле 2021 года оказало Обществу услуги водоснабжения и водоотведения, которые Общество полностью не оплатило.
По расчету Предприятия общая сумма задолженности Общества по договорам составляет 26 031 руб. 89 коп. из которых:
- 25 846 руб. 89 коп. задолженность по договору водоотведения от 30.01.2019 N 11-082449-ПС-ВО за прием сточных вод и загрязняющих веществ, в том числе оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2021 по 31.07.2021 по платежным документам, сформированным с 30.06.2021 по 31.07.2021;
- 182 руб. пени, начисленные по 20.08.2021, по договору водоотведения от 30.01.2019 N 11-082449-ПС-ВО;
- 3 руб. пени, начисленные по 20.08.2021, по договору холодного водоснабжения от 10.06.2019 N 11-094586-ПП-ВС.
Направленная Предприятием в адрес Общества претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил N 644, установили факты оказания Предприятием услуг водоснабжения и водоотведения, правильность примененных Предприятием тарифов на водоотведение и в отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются нормами Закона N 416-ФЗ.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (пункту 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
Факт оказания Предприятием услуг водоснабжения и водоотведения установлен судами, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Спор между сторонами возник относительно тарифа на водоотведение, использованного Предприятием при расчете задолженности.
Как указывает Общество, Предприятие неправомерно применило на участках, присоединенных к ливневой канализации, тариф "прочие потребители" 42,94 руб. вместо ранее применяемого тарифа "ливневая канализация" 26,28 руб., что повлекло увеличение стоимости услуг.
Отклоняя указанные доводы, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 107 Правил N 644 в зависимости от своего предназначения централизованные системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее - производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Согласно пункту 10.2 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 989 "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года" утверждена схема водоотведения Санкт-Петербурга на период до 2025 года с учетом перспективы до 2030 года и прогноза до 2040 года (далее - Схема водоотведения).
Как следует из Схемы водоотведения, в Санкт-Петербурге в настоящее время существует две централизованные системы водоотведения:
- централизованная комбинированная система водоотведения (общесплавная и раздельная хозяйственно-бытовая система водоотведения), в которую осуществляется прием хозяйственно-бытовых сточных вод от населения, от объектов социально-культурной сферы, сферы услуг, транспорта, промышленности и иных хозяйствующих объектов - абонентов Предприятия, а также поверхностных (дождевых, талых, поливомоечных, дренажных, инфильтрационных) сточных вод от абонентов и селитебной территории Санкт-Петербурга (далее - ЦКСВ). Указанная система предназначена для приема и транспортировки сточных вод до канализационных очистных сооружений для осуществления полного цикла очистки сточных вод.
- централизованная ливневая система водоотведения (раздельная дождевая система водоотведения), в которую осуществляется исключительно прием поверхностных сточных вод от абонентов и с застроенной территории Санкт-Петербурга (далее - ЦЛСВ). Данная система предназначена для приема с территории поверхностных сточных вод в дождевую канализационную сеть, по которой поверхностные сточные воды транспортируются и сбрасываются в водные объекты.
Таким образом, в Санкт-Петербурге часть поверхностных сточных вод принимается в ЦЛСВ, а другая часть поверхностного стока поступает в ЦКСВ.
В связи с реализацией проекта "Охтинский тоннельный канализационный коллектор. 1 этап" и переключением прямых канализационных выпусков ВД-28, ВД-33, ВД-35, ВД-36, ВД-37, ВД-39 на очистные сооружения Северной станции аэрации, с 01.04.2021 прием сточных вод Общества осуществляется в ЦКСВ.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведении.
Распоряжением N 271-р установлены тарифы на водоотведение: "исполнители коммунальных услуг"; "население"; "прочие потребители"; "ливневая канализация".
Тарифы применяются в зависимости от используемого механизма отведения сточных вод: для ЦЛСВ - тариф "ливневая канализация", для ЦКСВ - тарифы "исполнители коммунальных услуг"; "население"; "прочие потребители".
Поскольку отведение сточных вод Общества с 01.04.2021 осуществляется в ЦКСВ, Предприятие правомерно использовало в расчетах тариф, установленный для "прочих потребителей" - с 01.04.2021 по 30.06.2021 - 42,94 руб./куб.м, с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 43,58 руб./куб.м.
Вопреки доводам подателя жалобы при выборе тарифа определяющее значение имеет не вид канализационной сети абонента (дождевая, ливневая), указанный в договоре водоотведения, а используемый механизм отведения сточных, определенный Схемой водоотведения.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно признали верным расчет задолженности, произведенный Предприятием с применением тарифа "прочие потребители".
Судами также установлено, что неустойка за нарушение сроков оплаты услуг водоотведения рассчитана Предприятием в соответствии с частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ и условиями договора водоотведения, что отражено в мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Вопреки доводам подателя жалобы несвоевременное извещение абонента об изменении тарифа не является основанием для его неприменения в расчетах сторон, поскольку в силу императивного требования части 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Вывод судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-104699/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная концессионная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведении.
...
Судами также установлено, что неустойка за нарушение сроков оплаты услуг водоотведения рассчитана Предприятием в соответствии с частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ и условиями договора водоотведения, что отражено в мотивировочной части решения суда первой инстанции.
Вопреки доводам подателя жалобы несвоевременное извещение абонента об изменении тарифа не является основанием для его неприменения в расчетах сторон, поскольку в силу императивного требования части 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-104699/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная концессионная компания" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2022 г. N Ф07-12433/22 по делу N А56-104699/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12433/2022
24.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15001/2022
06.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104699/2021