26 октября 2022 г. |
Дело N А42-11473/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А42-11473/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первая управляющая компания", адрес: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66, цокольный этаж, ОГРН 1165190057713, ИНН 5190061583 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными вынесенных Комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20, ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826 (далее - Комитет), предписаний от 22.11.2021 N 1443/3/11, 360/2/11.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2022, признан недействительным пункт 1 предписания Комитета от 22.11.2021 N 1443/3/11, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.03.2022 и постановление от 18.07.2022 в части признания недействительным пункта 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что в фотоматериалах к акту проверки от 22.11.2021 N 1236/11 зафиксированы локальные участки разрушения штукатурного слоя главного фасада дома 23 по улице Карла Либкнехта в городе Мурманске на уровне 3-го и 4-го этажей; локальный характер работ по восстановлению главного фасада названного дома подтвержден представителем Комитета в ходе рассмотрения настоящего дела; в предписании от 22.11.2021 N 1443/3/11 приведены нарушения требований федерального законодательства к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, относящиеся к работам текущего характера. Комитет указывает, что суды двух инстанций не установили, каким правовым нормам противоречит пункт 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11. В пункте 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11 речь идет о выявленном нарушении Обществом приложения N 7 (пункт 2) к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в котором перечислены работы, относящиеся к текущему ремонту; однако, подчеркивает Комитет, данный довод судами не оценен. Комитет отмечает, что суды при рассмотрении настоящего дела не приняли во внимание постановление мирового судьи судебного участка N 6 Первомайского судебного района г. Мурманска от 01.03.2022 по делу N 5-59/2022, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11; мотивировочная часть названного судебного акта содержит вывод о его законности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До начала судебного заседания от Комитета поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома 23 по улице Карла Либкнехта в городе Мурманске (далее - МКД).
С целью подтверждения сведений, содержащихся в обращении жителя дома 65 по проспекту Ленина в городе Мурманске Михайлова Юрия Валентиновича, на основании своего приказа от 10.12.2019 N 2049/10 Комитет с 11.12.2019 по 20.12.2019 провел внеплановую выездную проверку соблюдения Обществом обязательных требований по содержанию общедомового имущества в МКД, в ходе которой выявил и зафиксировал в акте от 11.12.2019 N 2049/10 отслоение от поверхности стены МКД штукатурного слоя, разрушение с выпадением кирпича штукатурного слоя главного фасада в МКД, в том числе в прикарнизной зоне.
Указанные обстоятельства квалифицированы как нарушение пунктов 4.2.1.6, 4.2.3.1 - 4.2.3.3 Правил N 170, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290).
По итогам проверки Комитет выдал предписание от 11.12.2019 N 1443/10, которым обязал Общество до 31.01.2020 восстановить штукатурный слой главного фасада МКД, в том числе в прикарнизной зоне (пункт 1), до выполнения необходимых ремонтных работ постоянно осуществлять мониторинг технического состояния фасада, в случае выявления признаков повреждения штукатурного слоя принимать незамедлительные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 2).
С целью контроля исполнения Обществом предписания от 11.12.2019 N 1443/10 Комитет на основании своего приказа от 07.02.2020 N 248/10 провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку, по результатам которой признал выданное Обществу предписание от 11.12.2019 N 1443/10 неисполненным, что зафиксировал в акте проверки от 10.02.2020 N 248/10.
В связи с неисполнением ранее выданного предписания Комитет 10.02.2020 вынес предписание N 1443/1/10, которым обязал Общество в срок до 15.04.2020 осуществить те же действия, что были указаны в пункте 1 предписания от 11.12.2019 N 1443/10, а также в пункте 2.
Впоследствии Комитет на основании своего приказа от 17.09.2021 провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку по вопросу исполнения предписания от 10.02.2020 N 1443/1/10 (акт от 20.09.2021 N 1034/08), в ходе которой выявил неисполнение Обществом означенного предписания, в связи с чем 20.09.2021 выдал Обществу предписание N 1443/2/08, аналогичное по содержанию ранее выданному, со сроком исполнения пункта 1 до 15.10.2021.
С целью проверки исполнения Обществом предписания от 20.09.2021 N 1443/2/08 Комитет на основании своего приказа от 17.11.2021 N 1236/11 вновь провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку, в ходе которой установил факт неисполнения предписания от 20.09.2021 N 1443/2/08, что зафиксировал в акте проверки от 22.11.2021 N 1236/11.
По результатам проверки Комитет предписанием от 22.11.2021 N 1443/3/11 обязал Общество до 22.12.2021 восстановить штукатурный слой главного фасада МКД, в том числе в прикарнизной зоне (пункт 1), до выполнения необходимых ремонтных работ постоянно осуществлять мониторинг технического состояния фасада, в случае выявления признаков повреждения штукатурного слоя принимать незамедлительные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 2).
Кроме того, в целях проверки сведений, содержавшихся в обращении собственника квартиры N 11 в МКД, Комитет на основании своего приказа от 22.05.2020 N 524/11 с 28.05.2020 по 05.06.2020 провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку по вопросу неудовлетворительного состояния кровли и фасада в районе квартиры N 11 МКД, проведения управляющей организацией мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по результатам которой выявил и зафиксировал в акте от 28.05.2020 N 528/11 нарушение Обществом пунктов 2.6.2, 4.6.1.1 - 4.6.1.3, 4.6.3.6, 4.6.4.1, 4.6.4.6, 4.10.2.1, 4.2.3.1 - 4.2.3.3 Правил N 170, пунктов 7, 9 Перечня N 290.
По факту выявленных нарушений Комитет 28.05.2020 выдал предписание N 360/11, которым обязал Общество до 28.08.2020 выполнить ремонт/ замену стропильной ноги в чердачном помещении, металлических карнизных свесов, текущий ремонт торцевого фасада в районе помещений квартиры N 11 в МКД, до выполнения необходимых ремонтных работ (ремонта стропильной ноги) постоянно осуществлять мониторинг технического состояния несущей конструкции, состояния фасада МКД, осуществлять мероприятия по безопасному проживанию людей в МКД, передвижению людей в районе дома, предотвращению залива квартиры N 11 в МКД.
С целью проверки исполнения предписания от 28.05.2020 N 360/11 Комитет на основании приказа от 17.09.2021 N 1035/08 провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку, в ходе которой выявил и зафиксировал в акте проверки от 20.09.2021 N 1035/08 частичное неисполнение Обществом ранее выданного предписания, а именно невыполнение текущего ремонта торцевого фасада в районе квартиры N 11 в МКД.
По факту данного нарушения Комитет 20.09.2021 выдал предписание N 360/1/08, которым обязал Общество до 15.10.2021 выполнить текущий ремонт торцевого фасада в районе помещений квартиры N 11 в МКД.
На основании своего приказа от 17.11.2021 N 1235/11 Комитет провел в отношении Общества внеплановую выездную проверку по вопросу исполнения предписания от 20.09.2021 N 360/1/08, выявил и зафиксировал в акте от 22.11.2021 N 1235/11 неисполнение указанного предписания и выдал Обществу предписание от 22.11.2021 N 360/2/11, которым вновь обязал управляющую компанию выполнить текущий ремонт торцевого фасада в районе квартиры N 11 в МКД.
Не согласившись с предписаниями Комитета от 22.11.2021 N 1443/3/11, 360/2/11, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования Общества, признали недействительным пункт 1 предписания Комитета от 22.11.2021 N 1443/3/11, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены судебных актов в обжалуемой Комитетом части и удовлетворения кассационной жалобы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности предписания Комитета от 22.11.2021 N 360/2/11, пунктов 2, 3 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11 в кассационном порядке не оспорены.
Исходя из части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Пунктом 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11 Комитет обязал Общество восстановить штукатурный слой главного фасада МКД, в том числе в прикарнизной зоне.
По утверждению Комитета, из приложенных к актам внеплановых выездных проверок материалов фотофиксации и материалов дела следует, что Обществу в соответствии с пунктом 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11 надлежало выполнить локальный ремонт фасада МКД, а не капитальный ремонт фасада.
Между тем, как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, из текста пункта 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11 однозначно следует, что Комитет обязал Общество устранить нарушения требований к содержанию фасада МКД в целом, а не его отдельных разрушенных участков.
В связи с этим доводы Комитета о том, что фактически он обязал Общество устранить локальные разрушения фасада МКД, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют формулировке пункта 1 спорного предписания Комитета.
Суды также отметили, что в соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. надлежит устранять по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Суды обоснованно констатировали, что обязание Общества устранить нарушения требований к содержанию общего имущества в МКД в отношении всего главного фасада дома, а не его отдельных участков, противоречит пункту 4.2.3.1 Правил N 170, поскольку в соответствии с названным пунктом разрушение и повреждение отделочного слоя фасадов следует устранять при капитальном ремонте.
При установленных по делу фактических обстоятельствах суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности пункта 1 предписания от 22.11.2021 N 1443/3/11.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А42-11473/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также отметили, что в соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. надлежит устранять по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Суды обоснованно констатировали, что обязание Общества устранить нарушения требований к содержанию общего имущества в МКД в отношении всего главного фасада дома, а не его отдельных участков, противоречит пункту 4.2.3.1 Правил N 170, поскольку в соответствии с названным пунктом разрушение и повреждение отделочного слоя фасадов следует устранять при капитальном ремонте."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2022 г. N Ф07-14822/22 по делу N А42-11473/2021