27 октября 2022 г. |
Дело N А56-53547/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2022.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Сусловой А.И.
рассмотрев 25.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2022 по делу N А56-53547/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити", адрес: 188689, Ленинградская область, Всеволожский район, город Кудрово, Каштановая аллея, дом 3, помещение 18-Н, ОГРН 1154704005830, ИНН 4703143105 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 05.03.2021 N 12-21 (ЭА).
Решением суда первой инстанции от 12.01.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.07.2022 указанное решение отменено, предписание Комитета признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 05.02.2021 N 12-21 (ЭА) Комитетом в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки ранее выданного предписания от 28.08.2019 N 39-19 (ЭА).
В ходе проверки было установлено невыполнение Обществом пункта 2 предписания от 28.09.2019 N 39-19 (ЭА).
По результатам проверки 05.03.2020 составлен акт N 12-21 (ЭА), согласно которому Общество при осуществлении перерасчета за период с января по август 2019 года платы за ЭЭ СОИ применяло площадь помещений, входящих в состав общего имущества, в размере 124780,80 кв. м (прибавляя площадь земельного участка и площадь кровли), тем самым уменьшая сумму необходимую к возврату собственникам помещений МКД за ЭЭ СОИ. Согласно технической документации на МКД (справки по данным технической инвентаризации на 1-2, 3, 4 этапы строительства) общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, составила 56 541,80 кв. м.
Предписанием от 05.03.2020 N 12-21 (ЭА) Общество предложено устранить выявленное нарушение.
Общество не согласилось с предписанием Комитета, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не установив оснований, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ, а также учитывая пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых и фактических оснований для выдачи Обществу предписания, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил, предписание Комитета признал недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следуя пункту 29 Правил N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В рассматриваемом деле судом первой инстанции установлено, что на основании общего собрания собственников помещений МКД, результаты которого оформлены протоколом от 01.08.2018 N 1/2018, утверждены условия договора управления и технического обслуживания многоквартирного дома, по условиям которого расчет платы по статье "Электроэнергия МОП" рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 на основании тарифов, утвержденных приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
При отсутствии общедомовых приборов учета объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД должен осуществляться исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, что предусмотрено пунктом 17 приложения N 2 к Правилам N 354.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используются следующие показатели: кВт/час на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 7.1 Правил N 306).
Пунктом 37 раздела II приложения N 1 к Правилам N 306 (путем применения формулы 34) устанавливает порядок определения величины норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области".
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).
В данном случае как установлено судами в ходе проверки платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества Комитетом было установлено, что при осуществлении перерасчета платы за ЭЭ СОИ за период с июля 2017 года по май 2020 года Общество применяло площадь помещений, входящих в состав общего имущества, в размере 124 780,80 кв. м (прибавляя площадь земельного участка и площадь кровли), тем самым уменьшая сумму необходимую к возврату собственникам помещений МКД за ЭЭ СОИ.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно технической документации на МКД (справки по данным технической инвентаризации на 1 - 2, 3, 4 этапы строительства) общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД составила 56 541,80 кв. м. Согласно данным справкам технической инвентаризации чердачные помещения в МКД отсутствуют.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 и части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, что привело к уменьшению суммы необходимой к возврату собственникам помещений МКД, является верным.
Кроме того у апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции от 12.01.2022, поскольку Обществом пропущен срок на обжалование.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Обществом срока, предусмотренного главой 24 АПК РФ, для обращения в суд с требованием и отсутствием уважительных причин для его восстановления, на что указал в судебном акте, как на самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичный подход поддерживается и судебной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10, от 06.11.2007 N 8673/07, от 31.10.2006 N 8837/06, от 10.10.2006 N 7830/06 и от 19.04.2006 N 16228/05).
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции по результатам проверки законности постановления от 03.07.2022 пришел к выводу о том, что у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 12.01.2022 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2022 по делу N А56-53547/2021 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2022 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции также установлено, что согласно технической документации на МКД (справки по данным технической инвентаризации на 1 - 2, 3, 4 этапы строительства) общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД составила 56 541,80 кв. м. Согласно данным справкам технической инвентаризации чердачные помещения в МКД отсутствуют.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491 и части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, что привело к уменьшению суммы необходимой к возврату собственникам помещений МКД, является верным.
...
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Обществом срока, предусмотренного главой 24 АПК РФ, для обращения в суд с требованием и отсутствием уважительных причин для его восстановления, на что указал в судебном акте, как на самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявления.
Аналогичный подход поддерживается и судебной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10, от 06.11.2007 N 8673/07, от 31.10.2006 N 8837/06, от 10.10.2006 N 7830/06 и от 19.04.2006 N 16228/05).
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции по результатам проверки законности постановления от 03.07.2022 пришел к выводу о том, что у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2022 г. N Ф07-15094/22 по делу N А56-53547/2021