27 октября 2022 г. |
Дело N А56-13795/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 27.10.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А56-13795/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тексет Импекс", адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 52, лит. А, пом. 36-Н, ОГРН 1137847332590, ИНН 7838494777 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 24.11.2021 N 10210000-3938/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб., а также о признании недействительным решения Северо-Западной оперативной таможни, адрес: 198035, Санкт-Петербург, Двинская ул., д. 16, корп. 1, лит. А, пом. 108-Н, ОГРН 1027807571373, ИНН 7814077234, от 26.01.2022 N 10212000/89ю/19А по жалобе на постановление об административном правонарушении.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.07.2022 решение от 06.05.2022 отменено, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление Таможни, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 20.07.2022 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 06.05.2022. Податель жалобы утверждает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для признания административного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности, поскольку по спорному правонарушению выявлена существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовых обязанностей. Таможня настаивает на том, что отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, допущенное Обществом правонарушение посягает на экономическую безопасность государства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество 19.07.2021 представило в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, содержащую сведения о поставке Обществом в июне 2021 года а адрес товарищества с ограниченной ответственностью "Ак Цент Микросистемс" (Республика Казахстан) товара на основании договора от 12.01.2019 N 05/19 по товарным накладным от 08.06.2021 N ТИ001876, от 17.06.2016 N ТИ002023, счетам-фактурам от 08.06.2021 N ТИ080621/006, от 17.06.2021 N ТИ170621/047.
С учетом пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), Общество должно было представить статистические формы учета перемещения товаров за июнь 2021 года не позднее 14.07.2021. Однако статистическая форма учета перемещения товаров представлена Обществом 19.07.2021, т.е. с нарушением установленного Правилами N 891 срока ее представления.
По факту несвоевременного представления Обществом статистической формы учета перемещения товаров за июнь 2021 года Таможня 17.08.2021 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10210000-3938/2021, квалифицировав его действия по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 24.11.2021 N 10210000-3938/2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Северо-Западной оперативной таможни от 26.01.2022 N 10212000/89Ю/19А постановление Таможни оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением Таможни и решением Северо-Западной оперативной таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поэтому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд с учетом фактических обстоятельства настоящего дела и характера совершенного Обществом административного правонарушения признал это правонарушение малозначительным, освободил Общество от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, признал незаконным и отменил постановление Таможни. Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным решения Северо-Западной оперативной таможни, суд апелляционной инстанции исходил из того, что это решение вынесено по жалобе Общества и не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий при условии, что в рамках дела установлена незаконность постановления таможенного органа ввиду признания административного правонарушения малозначительным.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
В части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 данных Правил.
С учетом названного пункта Правил N 891 статистическая форма учета перемещения товаров за июнь 2021 года должна была быть представлена Обществом не позднее 14.07.2021.
Материалами дела подтверждается факт представления Обществом в таможенный орган в электронном виде 19.07.2021 статистической формы учета перемещения товаров за июнь 2021 года с нарушением установленного срока, то есть несвоевременно.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, Обществом не оспорен.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела признал допущенное правонарушение малозначительным и ввиду изложенного признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Таможня в кассационной жалобе указывает на отсутствие у апелляционного суда оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В настоящем деле апелляционный суд, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также в связи с отсутствием данных, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, пришел к выводу о малозначительности допущенного административного правонарушения.
Обжалуемое постановление содержит мотивы принятия такого решения. В частности, суд принял во внимание незначительный пропуск Обществом установленного срока по представлению статистической формы учета перемещения товаров за июнь 2021 года, финансовое состояние Общества, его отнесение к категории средних предприятий, наличие технического сбоя при представлении статистической формы учета перемещения товаров за июнь 2021 года и представление заявителем этой формы сразу после устранения провайдером неполадок, а также отсутствие доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения.
Суд учел, что сам по себе факт нарушения требований таможенного законодательства в сфере учета перемещения товаров без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым законом интересам.
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления N 10, выводы суда апелляционной инстанции о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования. Вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оценка конкретных обстоятельств допущенного нарушения произведена судом с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Иное толкование таможенным органом норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора в данном случае не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для отмены и/или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А56-13795/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления N 10, выводы суда апелляционной инстанции о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования. Вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2022 г. N Ф07-16953/22 по делу N А56-13795/2022