26 октября 2022 г. |
Дело N А56-90697/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Старченковой В.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" представителя Кононенко О.В. (доверенность от 24.12.2021), от потребительского гаражного кооператива "Спутник" председателя Арефьева Ю.В. (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.02.2022),
рассмотрев 24.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А56-90697/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская область, город Выборг, улица Кривоносова, дом 13, помещение 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к потребительскому гаражному кооперативу "Спутник", адрес: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, территория ГСК ПГК Спутник, строение 1, ОГРН 1024702184176, ИНН 4720010786 (далее - Кооператив), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 46 536 руб. 16 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные в октябре 2020 - январе 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Производственная фирма "Родник", адрес: 198323, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, дом 109, ОГРН 1027804596500, ИНН 7807004870 (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, считая, что обжалуемые судебные акты необоснованны, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства оказания третьим лицом Кооперативу в спорном периоде услуг по обращению с ТКО; в дело не представлены документы, подтверждающие вывоз и доставку до лицензированных полигонов ТКО - трехсторонние акты приема-передачи отходов за 4 квартал 2020 года и январь 2021 года; при этом оформление и подписание таких документов предусмотрено пунктом 2.3 договора от 26.12.2018 N 108 на оказание услуг по вывозу отходов (далее - Договор от 26.12.2018), заключенного Кооперативом и Обществом; наличие в материалах дела трехсторонних актов приема-передачи отходов за 1-3 кварталы 2020 года не подтверждает оказание аналогичной услуги в последующем периоде; оказание региональным оператором услуги по обращению с ТКО предполагается, пока не доказано иное; основанием для заключения Компанией и Кооперативом договора от 15.02.2021 N 14857ЮО-1/02-21 на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей (далее - Договор от 15.02.2021) стала заявка Кооператива, поданная после организации на своей территории в установленном порядке места накопления; до получения места накопления обслуживание такого места силами регионального оператора невозможно в силу отсутствия у оператора сведений о нем и доступа к нему; потребитель вправе использовать место накопления не только для складирования ТКО, но и для складирования иных видов отходов, вывоз которых мог осуществляться любым лицом, имеющим соответствующую лицензию; иск основан на основании типовой формы договора на оказание услуги по обращению с ТКО.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Кооператива возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Компании присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ленинградской области. По соглашению с Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с ТКО Компания приступила к исполнению обязанности регионального оператора и в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместило на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте Общества в сети "Интернет" www.uko-lenobl.ru и в средствах массовой информации (в газете "Вести" N 21 (4499), дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 в газете "Вести" N 66 (4544)).
В спорный период Кооператив не направил в адрес Компании заявку в письменной форме на заключение договора.
Компания, посчитав, что в силу пункта 8(17) Правил N 1156 договор считается заключенным на условиях типового договора, направило в адрес Кооператива акты и счета для оплаты 159 046 руб. 96 коп. стоимости услуг по обращению с ТКО, оказанных в январе 2020 - январе 2021 года. При определении объема оказанных услуг Обществом использованы нормативы накопления ТКО, утвержденные приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 02.12.2019 N 9 "О внесении изменений в приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 03.07.2017 N 5 "Об установлении нормативов накопления ТКО", а также приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.04.2020 N 2 "Об установлении нормативов накопления ТКО".
В письме от 25.05.2020 N УК-9898-05/21 Компания предложила Кооперативу оплатить услуги по обращению с ТКО, оказанные в январе 2020 года - январе 2021 года.
В связи с неоплатой Кооперативом указанных услуг Компания обратилась в суд с иском о взыскании 159 046 руб. 96 коп. задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные в январе 2020 - январе 2021 года.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Компания уточнила исковые требования, приняв во внимание оказание услуг по вывозу ТКО третьим лицом, и просила взыскать с Кооператива 46 536 руб. 16 коп. задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные в октябре 2020 - январе 2021 года. Установив, что услуги по обращению с ТКО в спорный период оказало Общество, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что в спорном периоде действовал заключенный Кооперативом (заказчиком) и Обществом (исполнителем) Договор от 26.12.2018, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязался оказывать услуги по вывозу и доставке отходов полигонам.
В материалы дела представлены акты приема-передачи отходов за 1 - 3 кварталы 2020 года, счета-фактуры, платежные поручения, подтверждающие факты оказания Обществом Кооперативу услуг по вывозу отходов и оплаты Кооперативом оказанных услуг.
При этом суды приняли во внимание, что Компания (региональный оператор) и Кооператив (потребитель) заключили Договор от 15.02.2021, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО отходы, обеспечивать их транспортирование, сбор, обработку, обезвреживание, захоронение, утилизацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать оказанные услуги; датой начала фактического оказания Компанией услуг по указанному договору является 01.02.2021.
Относительно непредставления в материалы дела актов приема-передачи отходов за 4 квартал 2020 года и январь 2021 года суды приняли во внимание пояснение Кооператива о том, что акт за 4 квартал 2020 года не подписан не по вине Кооператива, оказанные в октябре 2020 - январе 2021 года услуги по вывозу ТКО полностью оплачены на основании выставленных Обществом платежных документов.
Вместе с тем материалами дела подтверждено, что Общество выставило за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года плату за вывоз и доставку отходов полигонам по Договору от 26.12.2018, оказанные Обществом услуги за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года Кооперативом полностью оплачены.
Доказательств того, что в спорный период Кооператив пользовался услугами Компании по вывозу ТКО, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в спорном периоде услугу по обращению с ТКО оказало Общество, в связи с чем отказали в удовлетворении иска.
В судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы представитель истца подтвердил, что в спорный период не вывозил ТКО с площадок их накопления Кооперативом.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу N А56-90697/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2022 г. N Ф07-13530/22 по делу N А56-90697/2021