27 октября 2022 г. |
Дело N А66-1642/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 26.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А66-1642/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльдорадо", адрес: 170007, г. Тверь, 2-я ул. Александра Невского, д. 28, ОГРН 1026900532504, ИНН 6901015035 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее -Министерство), от 10.11.2020 N 140-кв об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экспертизы материалов "Отчет о результатах разведки месторождения песка строительного "Савватьевское" в Калининском районе Тверской области" (далее - Отчет); возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу об утверждении запасов полезных ископаемых согласно Отчету.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2021 решение Арбитражного суда Тверской области от 12.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.03.2022, оставленным без изменения постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022, заявление Общества удовлетворено, оспариваемый приказ Министерства признан недействительным, на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление Общества на проведение государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 16.03.2022, постановление от 15.06.2022 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Как указывает податель жалобы, предоставляемые недропользователем документы в обязательном порядке должны соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе ГОСТу 53579-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 877-ст (далее - ГОСТ Р 53579-2009), который распространяется на отчеты по всем видам производственных, научно-производственных и опытно-методических работ по геологическому изучению недр. Следовательно, Министерство, установив несоответствие представленных Обществом материалов Отчета требованиям подпункта 7.17 ГОСТ Р 53579-2009, правомерно отказало заявителю в утверждении запасов полезных ископаемых.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Общество возражает против удовлетворения жалобы, настаивая на законности принятых судами решения и постановления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 13.10.2020 обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр местного значения.
Заключением экспертной комиссии Министерства от 10.11.2020 представленные Обществом материалы Отчета о результатах разведки месторождения песка признаны по своему содержанию не позволяющими переоценить запасы месторождения "Саватьевское", изученные по категории С2, в запасы по категории изученности С1, в связи с чем утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы по материалам отчета (далее - Заключение).
Приказом Министерства от 10.11.2020 N 140-кв утверждено Заключение и отказано Обществу в утверждении запасов полезных ископаемых на месторождении песка строительного "Савватьевское" Калининского района Тверской области.
Полагая, что Министерство незаконно отказало в утверждении запасов полезных ископаемых, Общество оспорило приказ Министерства в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 29 Закона N 2395-1 заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Согласно пункту 24 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 (далее - Положение), заключение государственной экспертизы должно содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения.
Согласно абзацу 6 пункта 24 Положения, в случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
Порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения на территории Тверской области установлен административным регламентом предоставления государственной услуги "Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения", утвержденным приказом Министерства от 15.10.2013 N 8-нп (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 38 Административного регламента в предоставлении государственной услуги может быть отказано, если:
а) заявитель не относится ни к одной из категорий, указанных в пункте 2 подраздела II раздела I Административного регламента;
б) заявителем не оплачена (оплачена не в полном объеме) государственная экспертиза;
в) оформление представленных заявителем материалов не соответствует требованиям Министерства;
г) заявитель не представил в установленные сроки материалы, дополнительно запрошенные Министерством.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в утверждении запасов полезных ископаемых послужил вывод Министерства о том, что Отчет не соответствует требованиям пункта 7.17 ГОСТ Р 53579-2009, а именно в нем не отражено решение заказчика о представлении отчета в состав государственных информационных ресурсов или на условиях конфиденциальности и на какой срок (для работ, выполненных за счет собственных средств заказчика), что отражено в пункте 3 Заключения.
Судами двух инстанций установлено, что сведения об условиях конфиденциальности сроком до 01.01.2023 указаны Обществом не в протоколе рассмотрения, а в информационной карте Отчета.
Иных замечаний к содержанию Отчета, прямо указанных в оспариваемом акте, Заключение не содержит. Также в Заключении отсутствуют как ссылка на наличие недостатков в Отчете и представленных материалах, которые не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, так и указание на то, какие положения Отчета подлежат доработке.
Вместе с тем, как верно указали суды, Заключение Министерства должно содержать указание на конкретные основания отказа, что согласуется с нормами пункта 24 Положения, пункта 125 Административного регламента.
Кроме того, судами в полной мере дана оценка дополнительно выдвинутым в ходе судебного разбирательства замечаниям Министерства в отношении Отчета. Так суды обоснованно отметили, что указанные Министерством дополнительные замечания не были положены в основу оспариваемого приказа, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в ходе рассмотрения дела. При этом суды оценили ранее представленные Обществом отчеты и заключили, что заявленные Министерством дополнительные замечания могли быть выявлены в ходе предыдущих проверок, поскольку с заявлениями от 12.03.2020 и от 13.10.2020 Общество представило в Министерство один и тот же текст Отчета и одни и те же приложения. При этом замечания по документам, приложенным к заявлению от 12.03.2020, касались лишь текстов на электронном носителе в части заверения и подписания документов.
Принимая во внимание изложенное с учетом того, что формальное применение Министерством положений ГОСТ Р 53579-2009 не соответствует требованиям Положения, а также порядку оказания рассматриваемой государственной услуги и целям правового регулирования в данной сфере, суды пришли к правильному выводу о недействительности оспариваемого приказа Министерства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А66-1642/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами двух инстанций установлено, что сведения об условиях конфиденциальности сроком до 01.01.2023 указаны Обществом не в протоколе рассмотрения, а в информационной карте Отчета.
Иных замечаний к содержанию Отчета, прямо указанных в оспариваемом акте, Заключение не содержит. Также в Заключении отсутствуют как ссылка на наличие недостатков в Отчете и представленных материалах, которые не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, так и указание на то, какие положения Отчета подлежат доработке.
Вместе с тем, как верно указали суды, Заключение Министерства должно содержать указание на конкретные основания отказа, что согласуется с нормами пункта 24 Положения, пункта 125 Административного регламента.
Кроме того, судами в полной мере дана оценка дополнительно выдвинутым в ходе судебного разбирательства замечаниям Министерства в отношении Отчета. Так суды обоснованно отметили, что указанные Министерством дополнительные замечания не были положены в основу оспариваемого приказа, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в ходе рассмотрения дела. При этом суды оценили ранее представленные Обществом отчеты и заключили, что заявленные Министерством дополнительные замечания могли быть выявлены в ходе предыдущих проверок, поскольку с заявлениями от 12.03.2020 и от 13.10.2020 Общество представило в Министерство один и тот же текст Отчета и одни и те же приложения. При этом замечания по документам, приложенным к заявлению от 12.03.2020, касались лишь текстов на электронном носителе в части заверения и подписания документов.
Принимая во внимание изложенное с учетом того, что формальное применение Министерством положений ГОСТ Р 53579-2009 не соответствует требованиям Положения, а также порядку оказания рассматриваемой государственной услуги и целям правового регулирования в данной сфере, суды пришли к правильному выводу о недействительности оспариваемого приказа Министерства.
...
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А66-1642/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2022 г. N Ф07-14348/22 по делу N А66-1642/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14348/2022
15.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3723/2022
16.03.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-1642/2021
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17849/2021
22.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7400/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-1642/2021