31 октября 2022 г. |
Дело N А56-12284/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Биотранс СП" Бабенко С.А. (доверенность от 06.10.2020), от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Пальваля А.С. (доверенность от 29.12.2021).
рассмотрев 24.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Биотранс СП" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.202 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2022 по делу N А56-12284/2022,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Маркина, д. 16Б, лит. А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Биотранс СП", адрес: 198261, Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, д, 54, корп. 6, лит. А, пом. 15-Н, ОГРН 5067847362633, ИНН 7801417617 (далее - Общество), к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду малозначительности правонарушения.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что Общество при передаче данных автоматических средств не имеет технической возможности отследить ни сам факт передачи данных, ни их корректность, так как программно-аппаратные средства работают автоматически. Оснащенность транспортных средств соответствующими приборами Управление не оспаривает, доказательств их неисправности не представлено, правонарушение подлежало квалификации по статье 14.19 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Управления просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения по мотивам письменного отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу была выдана лицензия от 04.02.2020 N 78ТССЭ0009238 на осуществление деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата).
Управлением в ходе проведения по поручению Росалкогольрегулирования от 07.12.2021 N Прс-38 контрольного мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом, а именно в ходе анализа информации за период с 01.01.2021 по 08.12.2021, содержащейся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), установлено нарушение Обществом требований пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также подпункта "а" пункта 2 Приложения N 3 к приказу Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 398 "Об утверждении требований к автомобильному транспорту, оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения" (далее - Приказ N 398).
Управлением установлено, что специальные технические средства регистрации в автоматическом режиме движения, установленные на принадлежащем Обществу транспортном средстве - полуприцепе-цистерне MARGARITELLI М31001ТС, государственный регистрационный знак ВА 4818 78 RUS (далее - ТС), не обеспечили передачу данных о перемещении этого транспортного средства по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в ЕГАИС в период с 26.05.2021 по 31.05.2021, а также 04.06.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 28.01.2022 N 0203/280122/00380 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, однако посчитал возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот включает, в том числе, перевозки, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Лицензии выдаются на осуществление, в том числе, следующего вида деятельности: перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (пункт 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на перевозки соответственно этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - перевозчик), на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции (пункт 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ говорит об оснащении транспортных средств оборудованием для учета объема перевозок, а также специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, обеспечивающими передачу данных о перемещении этих транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в ЕГАИС.
Приказ N 398 устанавливает:
требования к оборудованию для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в части автомобильного транспорта согласно Приложению N 2 к приказу;
требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, согласно Приложению N 3 к приказу (действовали с 01.01.2021 по 31.08.2021).
Согласно пункту 1 Приложения N 2 к Приказу N 398 оборудование для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год (далее - продукция), автомобильным транспортом должно состоять из:
а) одного или нескольких средств измерений, осуществляющих измерение объема заливаемой в емкость (цистерну) автомобильного транспорта и сливаемой из емкости (цистерны) автомобильного транспорта продукции (далее - средства измерений), позволяющих считывать измеряемые ими показатели бортовым контроллером;
б) бортового контроллера, посредством которого осуществляется обработка считываемых результатов измерений;
в) одного или нескольких уровнемеров, установленных в каждой из емкостей (цистерн) автомобильного транспорта, позволяющих считывать измеряемые ими показатели бортовым контроллером.
Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Приказу N 398 посредством оборудования, указанного в подпункте "б" пункта 1 настоящих Требований, должны быть, в том числе, обеспечены:
прием и передача в ЕГАИС информации об объеме перевозок продукции.
В отношении же требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения согласно подпункту "а" пункта 2 Приложения N 3 к Приказу N 398 посредством технических средств должны быть обеспечена передача в ЕГАИС данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспорта.
Согласно пункту 5 Приложения N 3 к Приказу N 398 посредством технических средств должно быть обеспечено выполнение, в том числе, следующих функций:
а) определение текущего местоположения, оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS;
б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти;
в) передача в ЕГАИС навигационных данных с периодичностью в диапазоне от 5 минут до 24 часов;
г) запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в ЕГАИС информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в ЕГАИС записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе:
перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом без передачи данных о перемещении таких транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных об их текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в ЕГАИС.
В ходе проведения анализа данных ЕГАИС "Отчет по данным АСИиУ", "файлы АСИиУ" за период с 01.01.2021 по 08.12.2021 установлено, что Общество в указанный период осуществило фиксацию данных сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ) в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, установленных на ТС.
При сопоставлении данных файлов, зафиксированных АСИиУ, с данными ЕГАИС, зафиксированными специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, установлено отсутствие в ЕГАИС данных о перемещении ТС по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок в периоды времени, указанных в файлах АСИиУ:
- "9313C33F-1А51-4262-825F-04C5DA25E293", "8CAC594A-33F0-405D-AC23-A530727FCFEC" (с 26.05.2021 8:19:29 по 31.05.2021 11:17:54);
- "F69C03ED-F3E2-41B8-8DB5-A5CCCA824E20", "3F 12D34D-3182-41Е2-95AF3F028784084B" (с 04.06.2021 06:06:11 по 04.06.2021 09:03:34);
- "07575828-54D5-40Dl-BD4E-902C427E62B0", "F2FD27D6-A2FA-47B2-9D8B85E35495FDB8" (с 04.06.2021 09:22:13 по 04.06.2021 13:39:53);
- "8C9689AA-643A-418A-8FE1-52A7D3634AC2", "92E0B648-E64D-445D-A228-791A8AD5D930" (с 04.06.2021 14:52:03 по 04.06.2021 18:55:27).
Общество не отрицало осуществление в рассматриваемых случаях перевозок, не подпадающих по Закону N 171-ФЗ под исключения рассматриваемой обязанности передачи информации, а также саму непередачу в ЕГАИС рассматриваемой информации относительно данных о перемещении транспортного средства по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок в периоды времени. Управлением установлено, что специальные технические средства регистрации в автоматическом режиме движения, установленные на ТС, не обеспечили передачу данных о перемещении этого транспортного средства по территории Российской Федерации в названных выше периодах.
Материалами дела подтверждается и Обществом не опровергнут факт нарушения требований подпункта "а" пункта 2 Приложения N 3 к Приказу N 398 и пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 Приложения N 3 к Приказу N 398 посредством технических средств должны быть обеспечены, в том числе:
а) передача в ЕГАИС данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспорта (далее - навигационные данные);
ж) передача в ЕГАИС информации о навигационных и иных предусмотренных настоящим порядком данных в течение не менее 168 часов с момента отключения от аккумулятора автомобильного транспорта.
В состав технических средств должен входить бортовой контроллер, оснащенный SIM-картой для передачи данных по сети GPRS (подпункт "а" пункта 3).
Согласно пункту 7 Приложения N 3 к Приказу N 398 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с периодичностью в диапазоне от 5 секунд до 24 часов и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
Доказательства того, что в указанные в протоколе об административном правонарушении даты по спорным перевозкам технические средства Общества передавали в ЕГАИС полную информацию, в материалах дела отсутствуют.
При этом ссылки Общества на то, что информация не направлялась в ЕГАИС по не зависящим от него причинам, а транспортное средство проходило необходимое техническое обслуживание, отклонены судами, поскольку в силу приведенных положений Приказа N 398 даже при перебоях в передаче информация должна записываться и храниться на источнике Общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу.
Как отметили суды двух инстанций, Общество не представило в суд убедительных, допустимых доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в ЕГАИС информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в ЕГАИС записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети.
Таким образом, суды двух инстанций с учетом установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и конкретной искомой информации в отношении ТС (данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам), подлежащей передаче в ЕГАИС, признали доказанным невыполнение Обществом приведенных выше требований законодательства.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
С выводом судов о признании правонарушения (с учетом конкретных обстоятельств) малозначительным Управление не спорит.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2022 по делу N А56-12284/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Биотранс СП" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как отметили суды двух инстанций, Общество не представило в суд убедительных, допустимых доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в ЕГАИС информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в ЕГАИС записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети.
Таким образом, суды двух инстанций с учетом установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и конкретной искомой информации в отношении ТС (данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам), подлежащей передаче в ЕГАИС, признали доказанным невыполнение Обществом приведенных выше требований законодательства.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2022 по делу N А56-12284/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Биотранс СП" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2022 г. N Ф07-14692/22 по делу N А56-12284/2022