01 ноября 2022 г. |
Дело N А56-102739/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Гольневой Е.В. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев 31.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А56-102739/2021,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Первомайская ул., д. 70, корп. Б, оф. 201, ОГРН 1141100000018, ИНН 1101991230 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 3 396 866 руб. 84 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2018 по 30.09.2020.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске, поскольку собственником спорного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России). Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт на Учреждение не возложена, соответствующие денежные средства главным распорядителем бюджетных средств до Учреждения не доводятся. Часть из помещений на техническом и бюджетном учете Учреждения не состояли и не состоят, сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре прав. Кроме того, задолженность не может быть взыскана, так как отсутствует государственный контракт, заключенный в установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" порядке.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы кассационной жалобы.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фонд является региональным оператором Республики Коми, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Учреждение обладает на праве оперативного управления 344 помещениями, расположенными в г. Печора, г. Воркута, г. Инга Республики Коми, в результате приобретения которых у ответчика возникли жилищные права и обязанности в силу статьи 10 ЖК РФ, в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы, установлен постановлением правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519.
В соответствии с представленным Фондом расчетом задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2018 по 30.09.2020 составила 3 396 866 руб. 84 коп.
Неисполнение Учреждением в добровольном порядке досудебной претензии от 31.08.2021 N 759574 послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в МКД при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 названного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.
Исходя из того, что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, несение расходов по содержанию общего имущества в МКД (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в МКД, так и самого дома в целом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П).
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) N 3(2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019.
Судами установлено, что Учреждение на праве оперативного управления в рассматриваемом периоде владело помещениями, расположенными в указанных в иске МКД; в отношении спорных МКД формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора. Спорные МКД включены в региональную программу капитального ремонта.
Вступившими в законную силу решениями арбитражного суда по делам N А56-12665/2021, N А56-104740/2019 с Учреждения была взыскана задолженность за предыдущие периоды.
В дело представлен двусторонний акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.10.2020, который содержит перечень спорных помещений со сведениями и размере задолженности по каждому помещению.
Арифметически расчет задолженности ответчиком не оспорен, обоснованный контррасчет не представлен.
При отсутствии доказательств погашения задолженности суды правомерно удовлетворили исковые требования, придя к обоснованному выводу о том, что Учреждение является надлежащим ответчиком по делу.
Указанный подход соответствует Определению ВС РФ от 29.03.2022 N 305-ЭС21-25187.
Обязательство собственника по внесению взносов на капитальный ремонт основано на императивных нормах жилищного законодательства, а потому отсутствие контракта в данном случае не освобождает государственного (муниципального) собственника от оплаты указанных взносов (пункт 33 Обзора судебной практики ВС РФ N 3(2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.11.2020 и пункт 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 3(2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019).
Недоведение до Учреждения лимитов бюджетных обязательств на оплату расходов не освобождает его от исполнения законно установленной обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылка ответчика на приказ директора Департамента военного имущества Минобороны России от 29.07.20221 N 2359 в подтверждение отсутствия у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт отклонена судами, поскольку действие данного приказа не распространяется на спорный период.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А56-102739/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
...
Обязательство собственника по внесению взносов на капитальный ремонт основано на императивных нормах жилищного законодательства, а потому отсутствие контракта в данном случае не освобождает государственного (муниципального) собственника от оплаты указанных взносов (пункт 33 Обзора судебной практики ВС РФ N 3(2020), утвержденного Президиумом ВС РФ 25.11.2020 и пункт 27 Обзора судебной практики ВС РФ N 3(2019), утвержденного Президиумом ВС РФ 27.11.2019)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2022 г. N Ф07-16687/22 по делу N А56-102739/2021
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16687/2022
19.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17253/2022
21.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-102739/2021