08 ноября 2022 г. |
Дело N А13-7975/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Щербаковой О.В. (доверенность от 27.12.2021 N 186д),
рассмотрев 02.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А13-7975/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735 (далее - Территориальное управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", адрес: 125375, Москва, Дегтярный пер., д. 8, стр. 3, ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248 (далее - Учреждение), об обязании подписать акты приема-передачи недвижимого имущества в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Здание Городской думы с пожарной каланчой, 1-я пол. XIX века", общей площадью 253,9 кв. м. с кадастровым номером 35:19:0103001:66, расположенного по адресу:
Вологодская обл., г. Устюжна, пл. им. Жертв Революции, 1 (уточненный адрес: Вологодская обл., г. Устюжна, Соборная пл., 1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, адрес: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576, Департамент имущественных отношений Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122, Министерство культуры Российской Федерации, адрес: 125009, Москва, М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.05.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.05.2022 и постановление от 15.08.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Учреждение вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Территориальное управление в возражениях на кассационную жалобу Учреждения просит рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей и отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности Российской Федерации находится объект недвижимости: "Здание бывшей городской думы с пожарной каланчой" - нежилое одноэтажное здание площадью 253,9 кв. м с кадастровым номером 35:19:0103001:66, расположенное по адресу: Вологодская обл., г. Устюжна, пл. им. Жертв Революции, 1 (уточненный адрес: Вологодская обл., г. Устюжна, Соборная пл., д. 1) (далее - Здание). Государственная регистрация права федеральной собственности произведена 24.07.2012.
Здание является объектом культурного наследия федерального значения "Здание Городской думы с пожарной каланчой, 1-я пол. XIX в." на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", 02.09.2019 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца названного объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, в силу пункта 4 которого Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном названным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим Положением.
Распоряжением Территориального управления от 24.03.2021 N 35-138-р (далее - Распоряжение) Здание закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
На основании Распоряжения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 05.04.2021 внесена запись о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения в отношении Здания.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2021 по делу N А13-8577/2021, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, Учреждению отказано в удовлетворении требования о признании Распоряжения недействительным.
Письмом от 08.04.2021 N 35-ЛЕ-02/2910 Территориальное управление направило в адрес Учреждения для подписания акт приема-передачи Здания.
Учреждение письмом от 29.04.2021 N 1446/7 отказало в подписании акта приема-передачи со ссылкой на ранее направленные письма от 23.09.2020 N 2997/7 и от 26.10.2020 N 3487/7 о невозможности принятия Здания в оперативное управление по причине его нахождения в неудовлетворительном состоянии и в связи с отсутствием денежных средств на ремонтно-восстановительные работы.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Территориального управления в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал исковые требования обоснованными по праву и удовлетворил их.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из пункта 3 той же статьи следует, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
С учетом названных норм права и разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, запись о праве оперативного управления Учреждения на Здание внесена в ЕГРН на основании решения собственника - Распоряжения, правомерность которого подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2021 по делу N А13-8577/2021.
Доказательства прекращения права оперативного управления Учреждения на Здание по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что возникновение у Учреждения права оперативного управления на Здание повлекло обязанность Учреждения по фактическому принятию Здания и подписанию в отношении него акта приема-передачи. Отсутствие финансирования на проведение ремонтно-восстановительных работ само по себе не свидетельствует о наличии правовых оснований для уклонения Учреждения от исполнения данной обязанности.
При этом суды верно отметили, что принятие объекта культурного наследия под охрану и его сохранение являются обязанностью Учреждения в силу делегированных ему полномочий, а невыполнение такой обязанности влечет нарушение прав собственника объекта культурного наследия - Российской Федерации и публичных интересов в сфере охраны объектов культурного наследия.
Вопреки доводам подателя жалобы, выбранный Территориальным управлением способ защиты права в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре соответствует положениям статьи 12 ГК РФ.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А13-7975/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства прекращения права оперативного управления Учреждения на Здание по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
...
Вопреки доводам подателя жалобы, выбранный Территориальным управлением способ защиты права в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре соответствует положениям статьи 12 ГК РФ.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А13-7975/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2022 г. N Ф07-17813/22 по делу N А13-7975/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-244/2023
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17813/2022
15.08.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5762/2022
24.05.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7975/2021