09 ноября 2022 г. |
Дело N А21-985/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от Калининградской областной таможни Литвиновой Н.Н. (доверенность от 03.10.2022 N 28), от общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" Дубровина Д.А. (доверенность от 26.11.2021),
рассмотрев 08.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по делу N А21-985/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания", адрес: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Железнодорожная ул., здание 21, офис 2, ОГРН 1183926014766, ИНН 3917049813 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным отказа Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), изложенного в письме от 12.11.2021 N 25-20/24187, в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10012020/191120/0135496, 10012020/131120/0132533 (далее при совместном упоминании - Декларации), об обязании Таможни восстановить тарифные преференции в отношении указанных товаров.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.04.2022 и постановление от 28.07.2022, принять по делу новый судебный акт - о полном удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, отсутствие у Таможни на момент подачи Обществом заявления о восстановлении тарифных преференций образцов оттисков печатей с именами должностных лиц уполномоченного органа Малайзии, указанных в сертификатах о происхождении товаров формы "А" от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047, не опровергает факта производства товаров, оформленных по Декларациям, в Малайзии; формальный отказ в предоставлении тарифных преференции в отсутствие запроса Таможни о верификации незаконен; Таможня в нарушение пункта 57 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) от 14.06.2018 N 60 (далее - Правила N 60), не приняла мер по направлению в компетентный орган Малайзии запроса о верификации; в рассматриваемом случае отсутствовали предусмотренные пунктом 63 Правил N 60 условия для отказа в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по Декларациям; Таможней не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сертификатов о происхождении товаров формы "А", представленных вместе с Декларациями.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая решение от 20.04.2022 и постановление от 28.07.2022 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного 27.06.2019 с Cargill Palm Products Sdn. Bhd (Малайзия) внешнеторгового контракта N TPK-270619-CP Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и представило к таможенному оформлению с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10012020/261120/0138492, 10012020/101120/0131389, 10012020/131120/0132533, 10012020/191120/0135496,10012020/041220/0142832, 10012020/051220/0143284 товары - кокосовое масло твердой фракции, нетемперируемый заменитель какао-масла лауринового типа (пальмоядровый стеарин), предназначенные для использования в кондитерской промышленности, классифицируемые в товарных подсубпозициях 1513 19 190 2, 1516 20 980 1 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной ранее действовавшим решением Совета Комиссии от 16.07.2012 N 54.
В графе 34 вышеперечисленных ДТ указан код страны происхождения товаров - Малайзии.
На момент декларирования товаров Малайзия была включена в Перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, являющийся приложением N 2 к решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Перечень N 130).
Товары, классифицируемые в товарных позициях 1513, 1516 ТН ВЭД ЕАЭС, включены в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС предоставляются тарифные преференции, утвержденный решением Совета Комиссии от 13.01.2017 N 8 (далее - Перечень N 8).
При декларировании Общество не заявило тарифных преференций в отношении ввезенных товаров.
Общество 30.09.2021 направило Таможне обращения о внесении изменений (дополнений) в ДТ N 10012020/261120/0138492, 10012020/101120/0131389, 10012020/131120/0132533,10012020/191120/0135496, 10012020/041220/0142832, 10012020/051220/0143284. Согласно заявлениям в графе 36 перечисленных ДТ Общество указало код "ООГГ-ЛП", в котором сочетание "ГГ" в соответствии с пунктом 1.1 приложения 7 к решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" обозначает тарифную преференцию в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
В подтверждение происхождения товаров, оформленных по Декларациям, из развивающейся страны (Малайзии) и распространения на них тарифной преференции декларант представил таможенному органу сертификаты о происхождении товаров формы "А" от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047, оформленные компетентным органом Малайзии.
По результатам проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров Таможня 20.10.2021 составила акт N 10012000/025/201021/А0091, в котором указала на восстановление тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10012020/261120/0138492, 10012020/101120/0131389, 10012020/041220/0142832, 10012020/051220/0143284, отказ в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по Декларациям.
В ходе проверки Таможня выявила, что оттиски в графе 11 сертификатов от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047, представленных с Декларациями, являются комбинацией оттиска круглой печати с надписью "/MALASIA/ *MINISTRY* OF INTERNATIONAL TRADE AND INDUSTRY" и печатного текста с именем и фамилией должностного лица уполномоченного органа.
Из материалов дела следует, что в ответ на письмо Федеральной таможенной службы от 01.10.2019 N 06-92/60575 Министерство международной торговли и промышленности Малайзии для целей применения тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС из указанного государства, направило письмо от 28.07.2020 с образцами оттисков печатей и фамилиями должностных лиц уполномоченных органов Малайзии.
Таможня установила, что сертификаты о происхождении товаров от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047 заверены комбинированной печатью уполномоченного органа Малайзии, содержащей печатный текст с именем и фамилией должностных лиц, которые не указаны в письме от 28.07.2020.
Письмом от 12.11.2021 N 25-20/24187 Таможня направила Обществу копию акта проверки от 20.10.2021 N 10012000/025/201021/А0091, сообщила декларанту о восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10012020/261120/0138492, 10012020/101120/0131389, 10012020/041220/0142832, 10012020/051220/0143284, о неисполнении страной - пользователем тарифных преференций (Малайзией) требований пунктов 48, 53 Правил N 60 и об отсутствии оснований для восстановления тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по Декларациям.
Не согласившись с таким отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены судебных актов в обжалуемой Обществом части и удовлетворения кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что на сертификатах о происхождении товаров формы "А" от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047 имеются оттиски комбинированных печатей уполномоченного органа Малайзии с фамилиями должностных лиц, которые не указаны в письме Министерства международной торговли и промышленности Малайзии от 28.07.2020, иных писем с образцами оттисков печатей в распоряжении Таможни не имелось, отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Таможенного кодекса (далее - ТК) ЕАЭС тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией.
В силу пункта 1 решения Совета Комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" (далее - Решение N 64) тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в отношении которых в соответствии с правом ЕАЭС предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска таможенным органом государства - члена ЕАЭС в случае, если при таможенном декларировании товаров декларантом не заявлены тарифные преференции.
Согласно пункту 2 Решения N 64 тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при условии, что в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций.
Исходя из приведенной нормы тарифные преференции восстанавливаются при условии представления декларантом в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Комиссии от 10.12.2013 N 289, следующих документов:
- Мотивированного обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ;.
- корректировки ДТ;
- сертификата о происхождении товара;
- иных документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления тарифных преференций.
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, применяются Правила N 60.
Малайзия по состоянию на даты регистрации Деклараций была включена в Перечень N 130, а задекларированные товары (кокосовое масло и заменитель какао-масла) - в Перечень N 8.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Как указано в пункте 30 Правил N 60, в подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара оформляется по форме согласно приложению N 1 к названным Правилам и заполняется в соответствии с требованиями согласно приложению N 2 к Правилам N 60.
В силу подпункта 12 пункта 6 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара (приложения N 2 к Правилам N 60) в графе 11 сертификата проставляется печать уполномоченного органа (организации), а также подпись должностного лица указанного органа.
На основании подпункта 1 пункта 48 Правил N 60 страны-пользователи тарифных преференций направляют Комиссии наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товаров считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
В рассматриваемом случае Таможня выявила несоответствие данных о должностном лице на оттисках комбинированных печатей уполномоченного органа Малайзии на сертификатах о происхождении товаров от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047 сведениям о должностных лицах компетентных органов Малайзии на образцах оттисков печатей, имеющихся в распоряжении таможенных органов и направленных компетентным органом Малайзии с письмом от 28.07.2020. Данное обстоятельство Обществом не опровергнуто.
При этом суды двух инстанций отметили, что на момент ввоза товаров и регистрации Деклараций (19.11.2020, 13.11.2020) оттиски печатей, полученные таможенными органами от уполномоченного органа Малайзии с письмом от 28.07.2020, являлись актуальными. С 28.07.2020 какие-либо иные письма с образцами оттисков печати не поступали.
В соответствии с пунктом 53 Правил N 60 страны-пользователи тарифных преференций информируют Комиссию о любых изменениях в информации, указанной в пункте 48 данных Правил, и представляют уточняющие сведения о таких изменениях, в том числе указывают дату начала применения новых печатей, а также представляют пояснения, взамен каких ранее направленных образцов оттисков печатей они представлены.
Тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 Правил N 60, либо представили информацию, не отвечающую требованиям, предусмотренным указанными пунктами (пункт 56 Правил N 60).
В силу пункта 56 Правил N 60 тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 Правил N 60.
Как обоснованно констатировали суды, для получения тарифных преференций в отношении своих товаров страна - пользователь системы тарифных преференций должна предоставить определенные сведения, включая оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, а также информирует Комиссию об изменении таких сведений. Если указанные обязательства не выполнены, тарифный преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из страны, не предоставившей соответствующие оттиски печатей или не сообщившей об их изменении, применить невозможно.
При этом суды подчеркнули, что пользователем системы тарифных преференций, в первую очередь, является не декларант, а конкретная развивающаяся или наименее развитая страна.
Довод Общества о неопровержении Таможней факта происхождения товаров, оформленных по Декларациям, из Малайзии подлежит отклонению, поскольку предоставление тарифных преференций возможно только при соблюдении требований таможенного законодательства ЕАЭС и Правил N 60, что в данном случае в отношении сертификатов о происхождении товаров от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047 не было выполнено.
С учетом изложенных обстоятельств является обоснованным вывод судов о невозможности признания представленных Обществом спорных сертификатов о происхождении товара оформленными в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 60, ввиду несоответствия сведений о должностных лицах компетентного органа Малайзии на оттисках печатей сведениям о таких лицах, имеющимся в картотеке сравнительных образцов Российской национальной системы преференций и в распоряжении таможенных органов.
Довод Общества о неправомерном ненаправлении Таможней запроса о верификации компетентному органу Малайзии получил надлежащую оценку судов двух инстанций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 63 Правил N 60 таможенный орган государства-члена отказывает в предоставлении тарифных преференций без направления запроса о верификации в случае, если не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные подпунктами 1, 2 и 4 пункта 22 и пунктом 30 названных Правил.
В силу подпункта 4 пункта 22 Правил N 60 тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным указанными Правилами, а также если страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI названных Правил (в данный раздел входят пункты 48, 53 Правил N 60).
При таких обстоятельствах у Таможни имелись правовые основания для отказа в восстановлении тарифных преференций в отношении товаров, оформленных по Декларациям, на которые выданы сертификаты о происхождении от 13.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001059, от 09.10.2020 N KL-202010-GCF-45493W-001047.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 26.09.2022 N 4768 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по делу N А21-985/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания", адрес: 238563, Калининградская обл., г. Светлогорск, Железнодорожная ул., здание 21, офис 2, ОГРН 1183926014766, ИНН 3917049813, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 26.09.2022 N 4768.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товаров считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2022 г. N Ф07-17583/22 по делу N А21-985/2022