15 ноября 2022 г. |
Дело N А56-78402/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Куприяновой Е.В., судей Дмитриева В.В., Пряхиной Ю.В.,
при участии от федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" Киреевой И.О. (доверенность от 21.12.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Романовой А.Р. (доверенность от 19.04.2022),
рассмотрев 09.11.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Феникс" и общества с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги Пскова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по делу N А56-78402/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., дом 9, литер А, ИНН 7826062821, ОГРН 1027810321758 (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Феникс", адрес: 197341, Санкт-Петербург, Коломяжский проспект, дом 33, корпус 2, литер А, помещение 70-Н, ИНН 7802746188, ОГРН 1117847119081 (далее - ответчик, Общество) о взыскании 543 849 руб. 54 коп. неустойки за нарушение сроков исполнения государственного контракта от 15.05.2018 N 54/18/401228 (далее - Контракт).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Автомобильные дороги Пскова", адрес: 180019, Псковская область, город Псков, Текстильная улица, 7, ИНН 6027124558, ОГРН 1096027015391 (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 04.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2022, иск удовлетворен.
В своей кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что Контрактом не предусмотрена ответственность за нарушение промежуточных сроков; пунктом 11.2.3 Контракта установлена ответственность за нарушение подрядчиком срока окончания работ по объекту.
По мнению Общества, начисленная ответчику неустойка подлежит списанию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление Правительства N 783).
В своей кассационной жалобе третье лицо, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает, что начисленная неустойка по Контракту подлежит списанию на основании Постановления Правительства N 783.
По мнению третьего лица, работы выполнены в установленный Контрактом срок, условиями которого не предусмотрены отдельные этапы выполнения работ (промежуточные сроки).
В отзывах на кассационные жалобы истец просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе, представитель Учреждения обратился с просьбой отказать в удовлетворении обеих жалоб.
Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Учреждением (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) 15.05.2018 был заключен Контракт, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: водопропускные трубы на км 377+709, км 531+154 автомобильной дороги Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия, Псковская область (далее - объект) в качестве генерального подрядчика в соответствии с проектной документацией, утвержденной приказом Учреждения от 27.12.2017 N 511 (далее - проект), а заказчик обязался принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Общая стоимость работ по Контракту составляет 18 808 487 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 18% (пункт 3.1 Контракта).
Стороны установили в пункте 1.4 Контракта обязательство подрядчика в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект в срок, установленный в пункте 5.1 Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта календарные сроки выполнения работ по объекту и сроки завершения отдельных видов работ определяются календарным графиком производства работ (приложение N 1 к Контракту). Начало работ - со дня подписания Контракта. Окончание работ - 17.09.2018.
Согласно пункту 5.2 Контракта объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с календарным графиком производства работ (приложение N 1 к Контракту) в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств.
В силу пункта 9.2 Контракта приемка работ производится представителем заказчика и организацией, осуществляющей строительный контроль, назначенным приказом Учреждения, а при его отсутствии - иным лицом, назначенным руководителем Контракта, в соответствии с требованиями СП 46.13330.2012, ВСН 19-89 на основании подготовленной исполнительной документации не позднее двадцатого числа каждого месяца, оформляются и подписываются документы по приемке-сдаче выполненных работ (акт КС-2, справка КС-3, счет-фактура и счет), либо распоряжение об устранении дефектов с указанием даты повторной приемки.
На основании пункта 8.1 Контракта подрядчик обязан выполнить все работы по капитальному ремонту объекта в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям проекта, Контракта и приложений к нему.
В соответствии с пунктами 14.1 и 14.3 Контракта скрытые ремонтные работы в соответствии с утвержденной рабочей документацией и календарным графиком производства работ должны приниматься представителем заказчика.
Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки (освидетельствования) скрытых работ и составления актов. Подрядчик в письменном виде не менее чем за сутки до проведения промежуточной приемки выполненных скрытых работ уведомляет заказчика о необходимости проведения приемки. Подрядчик обязуется предоставить заказчику автотранспорт для выезда на объект для приемки выполненных работ и обеспечить всем необходимым инструментом.
Приемку скрытых работ после проверки правильности их выполнения в натуре и ознакомления с исполнительной производственно-технической документацией следует оформлять соответственно актом.
Согласно пункту 11.2.3 Контракта в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик уплачивает заказчику пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком, в том числе за каждый выявленный случай, но не ограничиваясь: за несвоевременное освобождение строительной площадки от принадлежащего ему имущества; за нарушение подрядчиком срока окончания работ по объекту, за нарушение установленных заказчиком сроков для устранения подрядчиком дефектов.
Учреждением и Обществом были подписаны акты о приемке выполненных работ от 17.08.2018 N 2 и от 14.09.2018 N 3.
За нарушение сроков выполнения работ, установленных календарным графиком производства работ (приложение N 1 к Контракту) по пунктам: 1, 2, 4, 40 (13 дней); 32 (44 дня); 46, 50, 55, 61, 62 (16 дней) Учреждение начислило Обществу неустойку в размере 543 849 руб. 54 коп. и направило в адрес ответчика претензию с требованием оплаты указанной суммы неустойки.
Не урегулировав спор в досудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы настоящего дела и приведенные в жалобах доводы, пришла к следующим выводам.
Спорный Контракт заключен сторонами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок списания сумм неустоек (пеней, штрафов) установлен Постановлением Правительства N 783.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае суды двух инстанций оценили обстоятельства исполнения спорного Контракта Обществом и исходя из положений пунктов 1.4 и 5.1 Контракта, приложения N 1 к Контракту (календарного графика производства работ) установили, что заказчик правомерно привлек подрядчика к ответственности за нарушение промежуточных сроков по выполнению отдельных видов работ, которые короче, чем срок выполнения работ по объекту в полном объеме.
Суд округа не находит оснований для иного толкования положений Контракта и оценки обстоятельств дела.
В то же время, доводы подателей жалоб о неприменении к спорной неустойке порядка списания сумм неустоек (пеней, штрафов), установленного Постановлением Правительства N 783, являются обоснованными.
В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации на основании Закона N 44-ФЗ, списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований части 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В связи с указанными разъяснениями апелляционный суд неправильно отклонил данный довод Общества и третьего лица как новый, который не заявлялся в суде первой инстанции. Одновременно суд апелляционной инстанции безосновательно отклонил указанный довод Общества, сославшись на отсутствие доказательств возможности применения к спорным правоотношением положений по списанию неустоек (штрафов, пеней), однако не указав, каким подпунктом пункта 3 постановления Правительства N 783 руководствовался суд при отказе в списании.
Согласно частям 1 и 3 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали надлежащим образом и не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция в силу полномочий, установленных статьей 286 и частью 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом вышеизложенного дать оценку доводу Общества и третьего лица о возможности применения положений Постановления Правительства N 783 к спорной неустойке, вынести законный и обоснованный судебный акт, а также распределить судебные расходы, в том числе и за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по делу N А56-65625/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
Е.В. Куприянова |
Судьи |
Е.В. Куприянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации на основании Закона N 44-ФЗ, списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований части 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В связи с указанными разъяснениями апелляционный суд неправильно отклонил данный довод Общества и третьего лица как новый, который не заявлялся в суде первой инстанции. Одновременно суд апелляционной инстанции безосновательно отклонил указанный довод Общества, сославшись на отсутствие доказательств возможности применения к спорным правоотношением положений по списанию неустоек (штрафов, пеней), однако не указав, каким подпунктом пункта 3 постановления Правительства N 783 руководствовался суд при отказе в списании."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2022 г. N Ф07-15126/22 по делу N А56-78402/2021