16 ноября 2022 г. |
Дело N А56-15924/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 16.11.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А56-15924/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.1, к.2, лит.А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) об оспаривании постановления от 20.01.2022 N 128/22 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде 5 000 руб. штрафа.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 05.05.2022, заявленные требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление ГЖИ от 20.01.2022 N 128/22 признано незаконным и отменено
Постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2022, решение суда от 05.05.2022 отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с ошибочностью вывода судов о нарушении региональным оператором периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, установленной пунктом 17 раздела VII Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку такая периодичность напрямую зависит от среднесуточной температуры в Санкт-Петербурге, а как таковое переполнение контейнеров по ряду причин находится вне зоны ответственности регионального оператора (соответственно не доказан состав правонарушения). Кроме того, податель жалобы обращает внимание суда на неустановление места совершения правонарушения и допущенные Инспекцией процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении: протокол осмотра территории составлен в отсутствие представителя Общества, которое не было извещено о проведении осмотра (нарушение требований статьи 27.8 КоАП РФ), материалы фотофиксации, приложенные к протоколу осмотра, не отвечают принципам относимости и допустимости доказательств (отсутствуют сведения о времени и месте осуществления фотофиксации, о примененных технических средствах, лице, осуществлявшем фотофиксацию).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 27.12.2021 N 44-р, выданного во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 23.12.2021, Инспекцией в рамках проведения систематического наблюдения 11.01.2022 с 10:21 до 10:21 с участием понятых и с применением средств фотофиксации проведен осмотр контейнерной площадки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Оптовиков, д.52, корп.1 (далее - МКД) в ходе которого выявлено нарушение Обществом пункта 17 раздела VII Приложения N 1 к Правилам N 354, выразившееся в том, что на контейнерной площадке, которая закреплена за МКД по вышеуказанному адресу, не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), в связи с чем имеется переполнение контейнеров для сбора ТКО, вследствие чего мусор складируется рядом с контейнерами.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 11.01.2022 N 09/22/3-1 (с материалами фотофиксации).
По факту выявленного правонарушения Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 14.01.2022 N 09/22/3-1 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ; постановлением ГЖИ от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении N 128/22, Общество привлечено к административной ответственности согласно означенной квалификации, с назначением наказания в виде 5000 руб. административного штрафа.
Не огласившись с означенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил и, признавая оспариваемое постановление незаконным, пришел к выводу об отсутствии у Общества обязанности осуществлять ежедневный вывоз твердых коммунальных отходов, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений периодичность оказания коммунальной услуги составляла не реже одного раза в трое суток. Как указал суд, само по себе переполнение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов не указывает на нарушение периодичности оказания коммунальной услуги, поскольку зависит не только от несвоевременности вывоза отходов, но и от скорости наполнения контейнеров, которая подвержена факторам, находящимся вне воли исполнителя коммунальной услуги. Доводы Общества о наличии процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности судом не проверялись.
Апелляционная инстанция при повторном рассмотрении дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с такой позицией суда не согласилась и сочла постановление ГЖИ от 20.01.2022 N 128/22 законным и обоснованным. Нарушение процедуры привлечения Общества к административной ответственности суд не установил, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ также не усмотрел.
Выводы апелляционного суда о доказанности противоправности деяния Общества (применительно к статье 7.23 КоАП РФ) соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Обосновывая свою позицию, апелляционный суд исходил из следующего.
Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами N 354, в силу подпункта "а" пункта 31 которых исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а" Правил N 354).
При этом, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление таких услуг круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 (подпункт "в" пункте 3 Правил N 354).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 и подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО установлен разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.
Согласно пункту 148(12) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Исходя из подпункта "а" пункта 148 (22) Правил N 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;
- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО:
- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в том числе, с отражением графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Типовой договор на сбор и вывоз ТКО в виде публичной оферты находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Общества.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Обществом подписано Соглашение от 02.09.2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - Соглашение), в соответствии с которым Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с условиями означенного Соглашения (пункты 2.1.1, 2.1.8, 2.1.11) в обязанности Общества входит осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также соблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, емкостей для твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности Общества в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Согласно графику вывоза твердых коммунальных отходов, размещенного на официальном сайте Общества https://spb-neo.ru с контейнерной площадки, закрепленной за вышепоименованным МКД, вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ежедневно.
Между тем, факт критичного переполнения контейнеров для сбора ТКО по вышеуказанному адресу и складированием мусора рядом с контейнерами, установлен административным органом и апелляционным судом, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 11.01.2022 N 09/22/3-1 (с материалами фотофиксации) и Обществом не отрицается.
Пункт 30 Правил N 1156 предусматривает в отношении каждого мусоровоза ведение маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.
Для подтверждения своей позиции в рамках административного производства 12.01.2022 Обществу было предложено предоставить маршрутный журнал, отчет по посещению геозон за спорный период на спорную контейнерную площадку, чего им сделано не было. Иных документов, из которых возможно достоверно установить факт оказания услуги по вывозу ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки, суду не представлено.
Суд округа отмечает, что график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для потребителя объемах и надлежащего качества, не нарушая режим вывоза.
Следовательно, требуемый от регионального оператора нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами (статья 7.23 КоАП РФ), сопряжен не сколько с периодичностью вывоза мусора, а с качеством предоставления такой услуги. Как таковая периодичность является только одним из инструментов такого обеспечения наряду с необходимостью учета объема накопления отходов в разных локациях города, в том числе и с учетом специфики их накопления, например в новогодние праздники.
В любом случае, вывоз ТКО должен осуществлять с периодичностью, не допускающей переполнение контейнера, либо складирование ТКО вне контейнерной площадки.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, апелляционный суд удостоверился в наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Вывод суда о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможности соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
Такая позиция апелляционного суда соответствует материалам административного производства, содержанию оспариваемого постановления и представленным в дело доказательствам.
Исходя из доводов жалобы, суды проверили порядок привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Так, для фиксации факта нарушений в порядке статьи 27.8 КоАП РФ должностным лицом Инспекции составлен протокол осмотра от 11.01.2022 N 09/22/3-1 с участием двух понятых, при этом в протоколе имеется ссылка на прилагаемые к нему фотоматериалы; на фотографии указаны дата и адрес фотосъемки.
Отклоняя довод Общества о нарушении требований части 2 статьи 28.7 КоАП РФ (осуществление осмотра в отсутствие представителя юридического лица) суды правомерно обратили внимание на то, что правонарушение выявлено путем непосредственного осмотра территории общедоступным способом с улицы (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), при этом осмотра помещений, территорий, документов заявителя в смысле статьи 27.8 КоАП РФ не проводилось.
Основанием для проведения осмотра 11.01.2022 придомовой территории многоквартирных домов послужило распоряжение от 27.12.2021 N 44-р, изданное Инспекцией во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 23.12.2021, согласно которому должностным лицам Инспекции поручено осуществлять в различных районах Санкт-Петербурга наблюдение за содержанием контейнерных площадок в новогодние и рождественские праздники 2022 года.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; административное наказание назначено Инспекцией в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возможность признания правонарушения малозначительным (статьи 2.9 КоАП РФ) обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения. При этом, как таковое устранение нарушений к таким основаниям отнесено быть не может.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра постановления апелляционной инстанции не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А56-15924/2022, оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из доводов жалобы, суды проверили порядок привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Так, для фиксации факта нарушений в порядке статьи 27.8 КоАП РФ должностным лицом Инспекции составлен протокол осмотра от 11.01.2022 N 09/22/3-1 с участием двух понятых, при этом в протоколе имеется ссылка на прилагаемые к нему фотоматериалы; на фотографии указаны дата и адрес фотосъемки.
Отклоняя довод Общества о нарушении требований части 2 статьи 28.7 КоАП РФ (осуществление осмотра в отсутствие представителя юридического лица) суды правомерно обратили внимание на то, что правонарушение выявлено путем непосредственного осмотра территории общедоступным способом с улицы (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), при этом осмотра помещений, территорий, документов заявителя в смысле статьи 27.8 КоАП РФ не проводилось.
...
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; административное наказание назначено Инспекцией в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Возможность признания правонарушения малозначительным (статьи 2.9 КоАП РФ) обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения. При этом, как таковое устранение нарушений к таким основаниям отнесено быть не может."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2022 г. N Ф07-17509/22 по делу N А56-15924/2022