17 ноября 2022 г. |
Дело N А56-98473/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" Никитенко С.В. (доверенность от 01.11.2022 N 11/22), Сыромятиной Д.Ю. (доверенность от 01.11.2022 N 11/22), от общества с ограниченной ответственностью "ГорЗдрав" Савельевой Т.И. (доверенность от 17.12.2021), от акционерного общества "Почта России" Альтенгоф М.Б. (доверенность от 07.11.2022),
рассмотрев 14.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу N А56-98473/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5", адрес: 195176, Санкт-Петербург, ш. Революции, д. 17, ОГРН 1037816019230, ИНН 7806023824 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Почта России", адрес: 131000, Москва, Варшавское ш., д. 37, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - АО "Почта России"), и обществу с ограниченной ответственностью "ГорЗдрав", адрес: 190013, Санкт-Петербург, Рузовская ул., д. 8, лит. Б, оф. 110, ОГРН 1177847227942, ИНН 7838071595 (далее - Общество), о признании недействительными электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников для нужд Управления федеральной почтовой связи города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Управление) согласно извещению N 32110574657 и договора на оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников для нужд Управления, заключенного 21.09.2021 между АО "Почта России" и Обществом по результатам электронного аукциона.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.07.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, исковые требования удовлетворить.
Податель кассационной жалобы полагает, что заявка Общества не является соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, поскольку данным участником закупки не представлен требуемый согласно положениями документации об электронном аукционе в составе заявок документ, подтверждающий наличие специальной правоспособности на оказание услуг по проведению обязательного психиатрического освидетельствования. Учреждение считает, что заявка ООО "ГорЗдрав" на участие в электронном аукционе АО "Почта России" не является коллективной (поданной совместно с СПб ГУЗ "Психоневрологический диспансер Фрунзенского района"), выступающей на стороне одного участника закупки, по смыслу части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Представители Учреждения в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Общества и АО "Почта России", ссылаясь на необоснованность приведенных Учреждением доводов, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.08.2021 в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru/) АО "Почта России" (заказчиком) размещено извещение N 32110574657 о проведении закупки на оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников для нужд Управления.
Закупочная процедура осуществлялась в форме открытого электронного аукциона в соответствии с Законом N 223-ФЗ, положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Почта России" (далее - Положение о закупке), документацией об электронном аукционе (далее - закупочная документация).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона в электронной форме от 10.09.2021 N 32110574657/SBR035-210014738900275 заявки Общества (N 8466) Учреждения (N 5539) признаны соответствующими условиям закупочной документации; победителем электронного аукциона определено Общество.
Между АО "Почта России" и Обществом на основании раздела XIX Положения о закупках по результатам электронного аукциона заключен договор на оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований работников для нужд Управления (далее - Договор).
Учреждение посчитало, что фактически требованиям документации о закупке соответствовала только его заявка, в связи с чем заказчику надлежало заключить договор с Учреждением как с единственным участником конкурентной закупки, и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия оснований для признания недействительными электронного аукциона и заключенного по его результатам договора.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
Под существенным нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Как установлено судами, закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ следует, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются в соответствии с требованиями к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанными в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из подпунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В рассматриваемом случае требования, которым должен соответствовать участник закупки, определены в пункте 1.4.3 закупочной документации.
В силу подпункта 11 пункта 1.4.3 закупочной документации участник должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, в объеме выполняемых работ, услуг (если данное требование установлено в пункте 3.1 информационной карты).
Согласно пункту 3.1 информационной карты закупочной документации участник аукциона должен иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в части психиатрического освидетельствования, постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 по одному адресу места осуществления медицинской деятельности и распорядительный документ о создании врачебной комиссии, выданный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695. Соответствие участника перечисленным требованиям подтверждается путем предоставления информации и документов в соответствии с пунктом 3.4.2 информационной карты.
В составе второй части заявки участник обязан представить копии действующей лицензии на медицинскую деятельность и распорядительного документа о создании врачебной комиссии (пункт 3.4.2 Информационной карты).
Пунктом 1.4 закупочной документации предусмотрена возможность принять участие в закупке в составе одного участника нескольким лицам, независимо от организационно-правовой формы (коллективное участие), формы собственности и места нахождения, которые могут соответствовать требованиям, установленным заказчиком в техническом задании, в том числе осуществлять деятельность по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, а также психиатрическому освидетельствованию.
В силу пункта 6.2 технического задания в случае необходимости исполнитель может привлекать специалистов и выполнять необходимые исследования по Договору с другими медицинскими организациями; при этом исполнитель несет ответственность за неоказание либо ненадлежащее оказание услуг привлеченными третьими лицами, в том числе за наличие у них необходимых лицензий и разрешений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за результаты исследований, представляемые заказчику.
Согласно пункту 5.2.1 проекта Договора исполнитель вправе привлекать к исполнению договора соисполнителей при условии получения предварительного письменного согласия заказчика.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав Положение о закупке, документацию о закупке с учетом указанных нормативных положений и специфики закупки, пришли к выводу, что участник аукциона для исполнения договора имел право привлечь к участию в деле лиц из числа медицинских организаций, имеющих сформированную комиссию по проведению обязательного психиатрического освидетельствования, созданную органом управления здравоохранения, либо договор, заключенный с третьим лицом, имеющим такую комиссию.
Общество представило договор на оказание платных медицинских услуг от 11.05.2021 N 5/21-13, заключенный с СПб ГУЗ "Психоневрологический диспансер Фрунзенского района", а также распоряжение администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 24.01.2007 N 33-р "О создании врачебной комиссии для психиатрического освидетельствования в СПб ГУЗ "Психоневрологический диспансер Фрунзенского района".
Судами обоснованно принято во внимание, что Общество во время проведения аукциона запрашивало информацию о возможности привлечения к участию для исполнения договора третьих лиц (субподрядчиков) и получило разъяснения АО "Почта России".
В ответе на запрос, размещенный в Единой информационной системе (https://zakupki.gov.ru/), заказчик разъяснил, что в случае необходимости исполнитель может привлекать специалистов и выполнять необходимые исследования по Договору с другими медицинскими организациями. При этом исполнитель несет ответственность за неоказание либо ненадлежащее оказание услуг привлеченными третьими лицами, в том числе за наличие у них необходимых лицензий и разрешений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за результаты исследований, представляемые заказчику.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций учтено, что по результатам оспариваемой закупки между АО "Почта России" и Обществом заключен Договор и он частично исполнен сторонами.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что признание закупки и Договора недействительными не приведет к восстановлению прав Учреждения, в защиту которых предъявлен настоящий иск.
Вопреки доводам Учреждения, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование Учреждением положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу N А56-98473/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N 5" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 информационной карты закупочной документации участник аукциона должен иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе в части психиатрического освидетельствования, постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 по одному адресу места осуществления медицинской деятельности и распорядительный документ о создании врачебной комиссии, выданный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695. Соответствие участника перечисленным требованиям подтверждается путем предоставления информации и документов в соответствии с пунктом 3.4.2 информационной карты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2022 г. N Ф07-16762/22 по делу N А56-98473/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14392/2023
17.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16762/2022
11.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13787/2022
07.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-98473/2021