18 ноября 2022 г. |
Дело N А66-10463/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
при участии от Правительства Тверской области Суязовой А.В. (доверенность от 09.12.2019 N 182), от Министерства лесного комплекса Тверской области Сокол Н.В. (доверенность от 01.02.2022 N 14/02/02-20), от общества с ограниченной ответственностью "Никос" Лоторева Р.В. (доверенность от 23.06.2022 N 3/22), Калинина В.М. (доверенность от 10.12.2021 N 1/21),
рассмотрев 15.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А66-10463/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Респект", адрес: 171163, Тверская обл., г. Вышний Волочек, Казанский пр., д. 75-77, пом. 58, ОГРН 1186952011465, ИНН 6908017923 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство), выразившегося в неприведении сведений государственного лесного реестра (далее - Лесной реестр) в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), неисключении из Лесного реестра противоречивых сведений, касающихся наложения кварталов N 334, 337 Шлинского участкового лесничества Фировского лесничества Тверской области (далее - Шлинское лесничество) на земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287, 69:36:0000017:1288, о признании указанных сведений противоречащими сведениям, содержащимся в ЕГРН, об обязании Министерства исключить из Лесного реестра сведения, касающиеся наложения кварталов N 334, 337 Шлинского лесничества на земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288, принадлежащие Обществу на праве собственности, исключив такие наложения и приведя сведения из Лесного реестра в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Никос", адрес: 172705, Тверская обл., Фировский р-н, с. Покровское, Центральная ул., д. 114, ОГРН 1026901608194, ИНН 6945002185, ООО "Масис", адрес: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 6, кв. 48, ОГРН 1086952008340, ИНН 6950080252 (прекратило деятельность в качестве юридического лица 22.07.2022), государственное казенное учреждение Тверской области "Фировское лесничество Тверской области", адрес: 172721, Тверская обл., Фировский р-н, пос. Фирово, ул. Правды, д. 14, ОГРН 1116908006159, ИНН 6945003140 (далее - Учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление), Правительство Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), Федеральное агентство лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Агентство).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 06.11.2019 Арбитражный суд Тверской области приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Фировского районного суда Тверской области по делу N 2-60/2019. Определением от 30.08.2021 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 05.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 05.04.2022 и постановление от 17.06.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении полностью заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288 не входят в состав земельного участка с кадастровым номером 69:36:0000017:777, данное обстоятельство установлено решением Тверским областным судом по делу N 2-2-1/2020 (ранее дело N 2-60/2019); кварталы 334, 337 Шлинского лесничества частично накладываются на территории земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288, сведения Лесного реестра сформированы в нарушение требований инструкций на основании копий лесных планшетов, в которых имеются подчистки и исправления; вопреки выводу судов спор о праве Общества на земельные участки уже был разрешен в рамках дела N 2-2-1/2020; в настоящем деле налицо совокупность условий, предусмотренных частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) для исключения противоречивых сведений о лесных участках, имеющихся в Лесном реестре; суды неправомерно сослались на пункт 2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ, утративший силу с 01.01.2015; земли, которые ранее находились в коллективно-долевой собственности колхоза "Память Ильича" (далее - Колхоз), не относились какими-либо нормативно-правовыми актами к землям лесного фонда; обжалуемые решение и постановление нарушают единообразие судебной практики; постановление апелляционного суда не соответствует пункту 12 части 2 статьи 271 АПК РФ.
По мнению Общества, суды неправомерно не дали оценки законности материалов лесоустройства 2000 года, не приняли во внимание положения части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В отзывах на кассационную жалобу Министерство, Правительство, ООО "Никос", считая решение от 05.04.2022 и постановление от 17.06.2022 законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Общество представило возражения на отзыв Правительства.
В судебном заседании представители Министерства, Правительства, ООО "Никос" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, Учреждение, Управление, Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288, относящихся к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеющие вид разрешенного использования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", что подтверждено представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Согласно выпискам из ЕГРН государственные кадастровые номера были присвоены упомянутым земельным участкам 14.06.2018.
Из материалов дела видно и судами установлено, что земельные участки приобретены Обществом на основании договоров купли-продажи (купчих) долей в праве общей собственности на земельный участок от 04.09.2018 N 69АА2067990, 69АА2067996, 69АА2067992, 69АА2067994, от 31.10.2018 N 69АА2098516, 69АА2098519, 69АА2098517, 69АА2098518, заключенных Обществом и Шишовой Ольгой Юрьевной, действовавшей от имени собственников долей в праве общей собственности на земельные участки Егорова Сергея Ивановича, Еременковой Татьяны Федоровны, Кудряшова Юрия Викторовича, Леонова Валентина Александровича.
Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288 располагаются на землях Колхоза.
В ходе реорганизации Колхоза в 1992 году, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", проведены землеустроительные работы по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании Колхоза, установлены площади и расположение земельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно, остающихся в государственной собственности.
Тверским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием в 1992 году составлен проект землеустройства (перераспределения земель) Колхоза. В графической части указанного проекта, представленной на плане землепользования реорганизуемого Колхоза в установленном масштабе, обозначены границы земельных участков, передаваемых в собственность бесплатно, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, а также включенных в фонд перераспределения района.
На основании указанного проекта администрация Фировского района Тверской области вынесла постановление от 14.02.1994 N 45 о предоставлении земель в собственность, аренду и пользование Колхозу, в соответствии с которым гражданам, обладавшим правом на земельный пай, в 1996 выданы правоудостоверяющие документы - свидетельства на право собственности на землю.
Земельный участок, находившийся в коллективно -долевой обственности, расположенный в границах Колхоза, в 2006 году был поставлен на кадастровый учет под номером 69:36:0000017:775.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 13.05.2019 на земельный участок с кадастровым номером 69:36:0000017:775 его границы не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право коллективно-долевой собственности граждан на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:36:0000017:775 в соответствии с правоустанавливающим документом возникло в 1992 году в границах, обозначенных в проекте землеустройства (перераспределения земель) Колхоза.
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287 и 69:36:0000017:1288, образованных участниками долевой собственности путем выдела в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:36:0000017:775 и переданных по договорам купли-продажи Обществу, определены в соответствии с материалами проекта землеустройства (перераспределения) земель Колхоза в границах исходного ранее учтенного участка коллективно-долевой собственности.
Общество 14.05.2019 обратилось к Министерству с заявлением об исключении из Лесного реестра противоречивых сведений в части наложения кварталов N 334, 337 Шлинского лесничества на земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287, 69:36:0000017:1288, о признании незаконными действий Учреждения по согласованию ООО "Никос" лесной декларации от 21.12.2018.
Письмом от 15.07.2019 N 01-07-01/4082-ВБ Министерство отказало Обществу в исключении из Лесного реестра сведений о лесном участке, расположенном в границах земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288, пояснило, что земли, занятые лесами и ранее находившиеся во владении Колхоза, площадью 9911 га на основании распоряжения администрации Тверской области от 27.11.2006 N 567-ра переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Посчитав бездействие Министерства по неисключению из Лесного реестра сведений, противоречащих, по мнению Общества, сведениям из ЕГРН, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из части 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В соответствии со статьей 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4 статьи 6.1 ЛК РФ).
Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 6 ЛК РФ).
На основании части 3 статьи 70.1 ЛК РФ в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (часть 6 статьи 70.1 ЛК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 5 части 2 статьи 91 ЛК РФ в Лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Законом N 218-ФЗ (статья 92 ЛК РФ).
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В силу части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в Лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На основании части 1 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Как указано в части 2 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями Лесного реестра (при их наличии).
В силу части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в Лесной реестр, исключаются из Лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из Лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Из приведенных положений части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ следует, что на Министерство может быть возложена обязанность по исключению из Лесного реестра сведений о лесных участках, границы которых пересекаются с границами земельных участков, принадлежащих Обществу, приведению сведений в соответствие при доказанности совокупности условий, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ.
Суды установили, что совокупность обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ для исключения сведений о лесном участке, в пределах которого находятся кварталы N 334, 337 Шлинского лесничества, в рассматриваемом случае отсутствует.
В соответствии с приказом Агентства от 11.07.2018 N 556 "Об установлении границ Фировского лесничества в Тверской области" установлены границы Фировского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Тверской области.
Лесной участок, в пределах которого находятся лесные кварталы N 334, 337, поставлен на кадастровый учет под номером 69:36:0000017:777.
Суды установили, что регистрация права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 69:36:0000017:777 произведена в соответствии с действовавшим на момент регистрации порядком на основании плана лесного участка.
Кроме того, как установили суды, земельные участки с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285, 69:36:0000017:1286, 69:36:0000017:1287, 69:36:0000017:1288, расположенные в границах колхоза поблизости от д. Жуково сп Великооктябрьское Фировского р-на Тверской обл., не имеют пересечений (наложений) с границами участков государственного лесного фонда в пределах кварталов N 334, 337.
Данный вывод также исследован судами при рассмотрении дела N 2-2-1/2020 и подтвержден заключением комплексной судебной лесоустроительной и землеустроительной экспертизы, подготовленным специалистами Тверского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг".
Суды приняли во внимание, что при рассмотрении дела N 2-2-1/2020 Тверской областной суд пришел к выводу о недоказанности наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 69:36:0000017:1285 - 69:36:0000017:1288 на границы участка лесного фонда, в пределах которого расположены кварталы N 334, 337.
С учетом установленного на основании исследования материалов дела отсутствия совокупности условий для исключения сведений о лесном участке из Лесного реестра или их приведения в соответствие суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Министерства.
Кроме того, Министерство письмом от 15.07.2019 N 01-07-01/4082-ВБ отказало Обществу в исключении из Лесного реестра сведений о лесном участке, доказательств оспаривания данного отказа материалы дела не содержат.
Ссылка Общества на нарушение судами в рассматриваемом случае единообразия судебной практики и на иные дела не может быть принята во внимание, поскольку в них установлена иная совокупность фактических обстоятельств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А66-10463/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что совокупность обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ для исключения сведений о лесном участке, в пределах которого находятся кварталы N 334, 337 Шлинского лесничества, в рассматриваемом случае отсутствует.
В соответствии с приказом Агентства от 11.07.2018 N 556 "Об установлении границ Фировского лесничества в Тверской области" установлены границы Фировского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Тверской области.
...
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2022 г. N Ф07-14204/22 по делу N А66-10463/2019