17 ноября 2022 г. |
Дело N А26-6413/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" Тольтевской Ю.А. (доверенность от 14.12.2021 N 42), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алешиной С.С. (доверенность от 01.02.2022 N 33-Д),
рассмотрев 16.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А26-6413/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля", адрес: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Строителей, д.9, ОГРН 1151001010170, ИНН 1007023810, (далее - ООО "Карлис-Вяртсиля", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) о признании недействительным расчета арендной платы за лесной участок по договору аренды от 24.12.2014 N 163-з на сумму 1 670 037 руб., доведенный до арендатора уведомлением от 05.12.2019 N 4708.
Решением суда первой инстанции от 30.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2022 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование своих доводов податель жалобы указал, что судами дана ошибочная оценка правоотношениям сторон договора и проигнорированы судебные акты, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении спора. Как утверждает Общество, начисление арендной платы возможно только на объем древесины, указанной в Приложении N 3 к договору аренды лесного участка; ни законодательство, ни договор аренды не предусматривают начисление арендных платежей за лесную инфраструктуру, поскольку мировым соглашением, заключенным сторонами в рамках дела N А26-115/2018 объем инфраструктуры исключен из Приложения N 3 договора аренды, что в силу пункта 2.1 договора влечет за собой невозможность начисления на данный объем арендных платежей. Следовательно, с момента вступления в законную силу судебных актов по названному делу, Министерство лишилось права начислять на объем инфраструктуры арендную плату с применением аукционных коэффициентов 1,5 и 9,25 и за рубку древесины, являющейся федеральной собственностью и не являющейся предметом договора аренды подлежит взысканию только установленная собственником древесины плата - по ставкам за единицу лесного ресурса, установленных Постановлением N 310.
Министерство направило отзыв на жалобу, от Общества поступили возражения на отзыв.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Грин лайн" (арендатором) по результатам аукциона на основании протокола от 09.12.2014 N 2 заключен договор аренды лесного участка N 163-з от 24.12.2014 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок площадью 49 330 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенного на территории Пряжинского лесничества (далее - Участок), в целях заготовки древесины. Ежегодный объем использования лесов приведен в приложении N 3 к Договору.
Срок действия Договора установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет (пункт 7.1).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы был определен путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента, установленного для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25 (подпункт 2.1.1). Арендатор обязан вносить арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: с 15 января по 15 декабря - по 8 % ежемесячно (подпункт 2.1.2); арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год по форме, указанной в приложении N 4 к договору, не требующей подписания со стороны арендатора (подпункт 2.1.3).
В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (подпункт 2.1.4).
Заключив 23.03.2018 с ООО "Грин Лайн" договор переуступки права аренды лесного Участка и подписав с Министерством дополнительное соглашение от 18.04.2018 (согласно которому кроме замены арендатора по Договору остальные условия Договора оставлены неизменными и стороны подтвердили по ним свои обязательства в полном объеме (пункт 3), права и обязанности арендатора по Договору перешли к ООО "Карлис-Вяртсиля"
Уведомлением от 05.12.2019 N 4708 Министерство сообщило Обществу об обязанности в срок до 15.12.2019 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях N 153 от 28.10.2019, N 158 от 30.10.2019, N 169 от 18.11.2019, N 172 от 21.11.2019, в размере 120 363 руб. 43 коп. в части минимального размера платы в федеральный бюджет, 1 549 674 руб. - в части превышающей минимальный размер платы в бюджет Республики Карелия.
Ссылаясь на необоснованность взыскания арендной платы за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры и направление уведомления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отказали в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленном порядке и размере обусловлена следующими требованиями.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Частью 4 статьи 71 Лесного кодекса предусмотрено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом регламентирована статьей 614 ГК РФ.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исковые требования Общества обусловлены тем, что Министерство незаконно начислило "дополнительно" арендную плату за объем рубок при создании объектов лесной инфраструктуры, право на создание которой предусмотрено пунктом 4.3.2 Договора.
Как установили суды, на основании пункта 2.1.3 Договора уведомлением от 05.12.2019 N 4708 Министерство начислило арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный Обществом в лесных декларациях от 28.10.2019 N 153, от 30.10.2019 N 158, от 18.11.2019 N 169 и от 21.11.2019 N 172.
В обоснование необоснованности такого начисления Общество ссылается на следующие обстоятельства:
- согласно пункту 1.2 Договора ежегодный допустимый объем заготовки древесины указан в приложении N 3 к Договору и на 30.06.2015 составлял 76 200 куб. м.
- на основании утвержденного определением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.2018 по делу N А26-115/2018 мирового соглашения ООО "Карлис-Вяртсиля" и Министерство внесли изменения в приложение N 3 к Договору и уменьшили ежегодный объем заготовки древесины до 75 000 куб. м, исключив из него объем, относящийся к объектам лесной инфраструктуры.
Следовательно, с учетом заключенного мирового соглашения и закрепления сторонами его результатов в приложении N 3 к Договору (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018) окончательный ежегодный объем заготовки древесины с 2019 года и далее составляет 75 000 куб. м., что исключает, по мнению истца, начисление арендной платы за объем рубок при создании объектов лесной инфраструктуры.
Суды оценили доводы Общества и не согласились с ними, указав, что названные обстоятельства, а также и обстоятельства, установленные определением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2019 по делу N А26-2461/2019, не имеют значения для рассматриваемого спора и не могут повлечь удовлетворение иска, поскольку не свидетельствуют о неправомерности начисления Министерством спорной платы.
При этом, суды правомерно исходили из следующего.
Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 Лесного кодекса. Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Лесного кодекса допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Как таковое создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор в целях создания лесной инфраструктуры вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном Проектом освоения лесов.
В рассматриваемом Договоре аренды лесного участка установлен вид использования лесов "заготовка древесины", который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в Проекте освоения лесов.
Право арендатора осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в проекте освоения лесов, в лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов, предусмотрено пунктом 4.3.2 Договора.
С учетом изложенного, арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.
Предоставляя арендатору право создавать лесную инфраструктуру, арендодатель согласовал Проект освоения лесов с учетом объемов использования лесов, необходимых для создания таких объектов сверх расчетной лесосеки.
Относительно рассматриваемого периода, согласно внесенным в проект освоения лесов изменениям на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины Обществу в Пряжинском лесничестве Республики Карелия 2019-2021, получившим положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов (утверждено приказом Министерства N 723 от 12.04.2019), Общество в 2019 году вправе произвести рубку лесных насаждений на лесном участке при создании объектов лесной инфраструктуры в общем объеме 9 100 куб. м.
Как следует из материалов дела и не отрицается арендатором, осуществляя заготовку древесины при создании объектов лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов, Общество представило в Министерство лесные декларации об использовании лесов с указанной целью.
Так, в поданных Обществом лесных декларациях от 28.10.2019 N 153, от 30.10.2019 N 158, от 18.11.2019 N 169 и от 21.11.2019 N 172 для создания лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других объектов) заявлена рубка древесины в общем объеме 654 куб. м.
Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом. Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлении от 05.12.2019 N 4708, рассчитан Министерством на основании статьи 73 Лесного кодекса и в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора.
Суд округа отмечает, что иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 Договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным.
В настоящем случае коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках Договора аренды лесного участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры. Поскольку по условиям Договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом, необходимость оплаты древесины для создания лесной инфраструктуры возникает у арендатора после ее изъятия.
Следует также учесть, что древесина, заготовленная для создания объектов лесной инфраструктуры, поступает в собственность арендатора, а не остается в собственности Российской Федерации.
Общество не отрицало, что согласно документам в отношении создания объектов лесной инфраструктуры заявлена и проводилась сплошная рубка. Данные об объеме рубки, использованные Министерством, не являлись произвольными, а подтверждены сведениями самого Общества.
Суды правильно истолковали выше приведенные нормативные положения, представленный Министерством расчет арендной платы, судом проверен и признан правильным; математически расчет по спорному основанию Обществом не опровергнут.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А26-6413/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 Лесного кодекса. Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Лесного кодекса допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
...
Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом. Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлении от 05.12.2019 N 4708, рассчитан Министерством на основании статьи 73 Лесного кодекса и в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2022 г. N Ф07-13744/22 по делу N А26-6413/2021