18 ноября 2022 г. |
Дело N А42-9269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А42-9269/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области, адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1025100561661, ИНН 5103020946 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), об обязании принять в казну Российской Федерации здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала станции Кировск, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Кировск, и произвести снос данного здания, находящегося в аварийном состоянии, в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество); Министерство имущественных отношений Мурманской области, адрес: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097.
Решением от 11.05.2022 на Управление Росимущества возложена обязанность принять в казну Российской Федерации по передаточному акту здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в отношении спорного объекта недвижимого имущества был соблюден действовавший в соответствующий период порядок передачи имущества в муниципальную собственность, в связи с чем у муниципального образования город Кировск Мурманской области возникло право собственности на здание; Администрация, обращаясь с настоящим требованием по истечении более 25 лет после принятия здания на баланс, при том что объект был фактически утрачен в результате пожара, произошедшего в период нахождения объекта на балансе муниципального образования, злоупотребляет своими правами.
От Общества поступило ходатайство, в котором оно указало, что оставляет разрешение вопроса об удовлетворении кассационной жалобы на усмотрение суда, просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом ходатайства Общества не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, с учетом доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией находится здание бывшего пассажирского железнодорожного вокзала станции Кировск.
Здание расположено на землях государственной неразграниченной собственности, свободных от прав третьих лиц, в границах кадастрового квартала с номером 51:16:0040101.
По акту-авизо от 15.04.96 здание вокзала станции Кировск передано с баланса Мурманской дистанции гражданских сооружений Октябрьской железной дороги (далее - Дистанция) на баланс Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кировска (далее - Комитет) без изменения формы собственности (федеральной).
В период с 1997 года здание не эксплуатировалось. В ходе обследования, проведенного специализированной организацией, установлено, что здание находится в аварийном состоянии.
Администрация неоднократно обращалась к ответчику по вопросу о содержании здания, необходимости принятия мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде. В ответ Управление Росимущества сообщало, что объект в реестре федерального имущества не значится.
Администрация, ссылаясь на то, что спорное здание из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавалось, в связи с чем Администрация не вправе определять судьбу данного объекта, обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Судебные акты в части отказа в иске лицами, участвующими в деле, не обжалованы, возражения в этой части в суде кассационной инстанции не заявлены.
Согласно статьям 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом. По общему правилу, собственник несет бремя содержания своего имущества.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На момент передачи спорного здания с баланса Дистанции на баланс Комитета разграничение государственной собственности по уровням собственности производилось в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (далее - постановление N 3020-1). Пунктом 4 раздела IV Приложения 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности отнесены предприятия и объекты железнодорожного транспорта.
Суды, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом по правилам статьи 71 АПК РФ оценив собранные по делу доказательства, пришли к правильному выводу, что спорный объект на момент передачи его на баланс Комитета относился к объектам исключительно федеральной собственности, доказательства невозможности нахождения здания в федеральной собственности не представлены, здание в установленном порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавалось, следовательно, продолжает оставаться в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование об обязании ответчика принять спорный объект в казну Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, в муниципальную собственность передавались объекты, поименованные в Приложении 3 к постановлению N 3020-1, которые согласно этому приложению относятся к муниципальной собственности и должны находиться в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение и постановление в обжалуемой части законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены в части или изменения данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 по делу N А42-9269/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На момент передачи спорного здания с баланса Дистанции на баланс Комитета разграничение государственной собственности по уровням собственности производилось в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (далее - постановление N 3020-1). Пунктом 4 раздела IV Приложения 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности отнесены предприятия и объекты железнодорожного транспорта.
...
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, в муниципальную собственность передавались объекты, поименованные в Приложении 3 к постановлению N 3020-1, которые согласно этому приложению относятся к муниципальной собственности и должны находиться в муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2022 г. N Ф07-17316/22 по делу N А42-9269/2021