21 ноября 2022 г. |
Дело N А56-15061/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 21.11.2022 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022 по делу N А56-15061/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный комитет Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 28.01.2022 по делу N 078/04/7.32.4-35/2022 о привлечении Комитета к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 40 000 руб. штрафа.
Определением суда от 18.02.2022 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда от 15.04.2022, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение суда изготовлено 25.04.2022.
Постановлением апелляционного суда от 29.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить означенные решение и постановление. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом деле не доказана вина Комитета в совершении вмененного ему административного правонарушения. Податель жалобы указывает на то, что проведение спорного предварительного отбора осуществлялось коллегиальным органом - комиссией, в которую помимо представителей Комитета входили представители иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иных общественных организаций. Отмечая невозможность Комитета влиять на решение комиссии, податель жалобы считает, что признание неправомерными действий комиссии не может являться основанием для привлечения Комитета к административной ответственности.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы антимонопольного органа о нарушении Комитетом подпункта "б" пункта 52 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
По мнению Управления, в результате действий Комитета по организации предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций для последующего участия в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга, протоколом конкурсной комиссии от 16.02.2021 N 1/1А-21 было неправомерно отказано во включении в реестр обществу с ограниченной ответственностью "СтандартИндустрия". При подведении итогов предварительного отбора комиссия пришла к ошибочному выводу о несоответствии заявки этого претендента требованиям пунктов 23 и 38 Положения N 615.
Решение Управления от 01.04.2021 N 04-8981/21, которым признано наличие нарушений в спорных действиях комиссии, признано законным и обоснованным в рамках рассмотрения арбитражным судом дела N А56-60340/2021.
По данному факту Управление составило 21.01.2022 в отношении Комитета протокол об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-35/2022 по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ и постановлением от 28.01.2022 по делу N 078/04/7.32.4-35/2022 привлекло Комитет к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в виде штрафа.
Частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 названного Кодекса.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Положения N 615, суды приняли во внимание преюдициальное значение обстоятельств, установленных в судебных актах по делу N А56-60340/2021 и пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом в действиях Комитета как организатора торгов состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах.
Между тем судами не учтено следующее.
Комитетом в развитие Положения N 615 распоряжением от 08.09.2016 N 1394-р принято решение о создании Комиссии, утверждено Положение о Комиссии, ее состав.
Распоряжением от 08.09.2016 N 1396-р утверждено Положение о порядке проведения предварительного отбора организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга.
Согласно Положению о комиссии она является коллегиальным совещательным органом, принимает решение большинством голосов.
В силу пункта 51 Положения N 615 комиссия по проведению предварительного отбора: а) осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям; б) проводит проверку заявки на участие в предварительном отборе и входящих в ее состав документов на предмет объективности, достоверности, отсутствия противоречий, в том числе проводит такие проверки в срок, не превышающий 14 календарных дней, по заявлениям физических и (или) юридических лиц, поступившим в ее адрес или в адрес органа по ведению реестра, о недостоверности информации, представленной участником предварительного отбора; в) принимает решения по результатам проводимых проверок в случае, если они проводятся в связи с поступившими заявлениями, указанными в подпункте "б" настоящего пункта.
При этом такое решение должно быть принято комиссией по проведению предварительного отбора до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Пунктом 52 названного Положения предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций; б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Несмотря на то, что Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и уполномочен вести реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга (пункты 1.1 и 3.2.44 Положения о Жилищном комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175), как таковое решение о включении в реестр организации принимает независимая комиссия путем голосования простым большинством голосов, на решение которой организатор отбора повлиять не может, что следует из Положения о комиссии.
Таким образом, при необходимости соблюдения принципов добросовестной конкуренции, публичности, открытости и прозрачности, а также общеправового принципа законности, на окончательное решение о включении юридического лица в реестр влияет конкретный вывод и оценка, представленных участником торгов документов каждым членом независимой комиссии и на такое решение не должно влиять ни определение Комитетом состава такой комиссии, ни порядок ее работы. Означенное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в действиях Комитета субъективной стороны вмененного ему правонарушения (нарушение порядка допуска к участию в торгах) применительно к конструкции вины юридического лица, установленного частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку такого значимого обстоятельства, как нарушение Комитетом при формировании документации по отбору подрядных организацией и установленных в такой документации квалификационных требований антимонопольным органом не выявлено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие вины (как элемента состава административного правонарушения) привлекаемого к административной ответственности лица, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022 по делу N А56-15061/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 078/04/7.32.4-35/2022.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на то, что Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и уполномочен вести реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и(или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга (пункты 1.1 и 3.2.44 Положения о Жилищном комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175), как таковое решение о включении в реестр организации принимает независимая комиссия путем голосования простым большинством голосов, на решение которой организатор отбора повлиять не может, что следует из Положения о комиссии.
Таким образом, при необходимости соблюдения принципов добросовестной конкуренции, публичности, открытости и прозрачности, а также общеправового принципа законности, на окончательное решение о включении юридического лица в реестр влияет конкретный вывод и оценка, представленных участником торгов документов каждым членом независимой комиссии и на такое решение не должно влиять ни определение Комитетом состава такой комиссии, ни порядок ее работы. Означенное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в действиях Комитета субъективной стороны вмененного ему правонарушения (нарушение порядка допуска к участию в торгах) применительно к конструкции вины юридического лица, установленного частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку такого значимого обстоятельства, как нарушение Комитетом при формировании документации по отбору подрядных организацией и установленных в такой документации квалификационных требований антимонопольным органом не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2022 г. N Ф07-16769/22 по делу N А56-15061/2022