23 ноября 2022 г. |
Дело N А66-15044/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 23.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансового отдела муниципального образования "Кувшиновский район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А66-15044/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель (глава крестьянско-фермерского хозяйства) Попов Всеволод Валерьевич, место жительства: 620149, г.Екатеринбург, ОГРНИП 320665800076692, ИНН 667111669725 (далее - глава КФХ), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового отдела муниципального образования "Кувшиновский район" Тверской области, адрес: 172110, Тверская обл., г. Кувшиново, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026901919131, ИНН 6929001770 (далее - Финансовый отдел), выразившегося в отсутствии блокировки лицевых счетов муниципального общеобразовательного учреждения "Кувшиновская средняя общеобразовательная школа N 2" после 22.09.2021 для исполнения требований исполнительного листа от 01.06.2021 серии ФС N 035468487 по взысканию с должника 270 250 руб. 32 коп. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 8 312 руб., о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав взыскателя путем приостановления (блокировки) всех расходных операций по счетам должника до полного исполнения требований исполнительного листа от 01.06.2021 серии ФС N 035468487.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное общеобразовательное учреждение "Кувшиновская средняя общеобразовательная школа N 2", адрес: 172111, Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Бумажников, дом 14, ОГРН 1026901914181, ИНН 6929002950, далее - Школа).
Решением суда первой инстанции от 22.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2022, заявленные требования удовлетворены; на Финансовый отдел возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем приостановления (блокировки) всех расходных операций по счетам Школы, в том числе путем приостановления операций по всем лицевым счетам должника до полного исполнения требований исполнительного листа от 01.06.2021 серии ФС N 035468487.
В кассационной жалобе Финансовый отдел, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, Финансовый отдел не допустил незаконного бездействия, поскольку по исполнительному листу серии ФС N 035468487 осуществлена частичная оплата, от исполнения судебного акта финансовый отдел не уклонялся, заявитель был извещен о невозможности исполнения требований исполнительно листа в срок по причине нехватки у третьего лица финансовых средств, у Финансового отдела не имелось оснований для приостановления операций по всем лицевым счетам должника, исполнительный документ от 01.06.2021 серии ФС N 035468487 на настоящее время исполнен в полном объеме.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Арбитражным судом Тверской области выдан главе КФХ исполнительный лист от 01.06.2021 серии ФС N 035468487 на основании вступившего в законную силу решения суда от 06.04.2021 по делу N А66-12531/2020 на взыскание со Школы 270 250 руб. 32 коп. процентов, начисленных в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на сумму задолженности в размере 1 160 242 руб. 22 коп за период с 11.07.2017 по 10.11.2020, а также 8 312 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Указанный исполнительный лист с заявлением от 10.06.2021 предъявлен главой КФХ 15.06.2021на исполнение в Финансовый отдел, что подтверждено ответчиком в отзыве на заявление.
Финансовым отделом оформлено уведомление от 16.06.2021 N 8, адресованное Школе, о поступлении от Попова В.В. исполнительного документа.
Впоследствии Финансовым отделом оформлено уведомление от 22.09.2021 N 8 о неисполнении должником требований исполнительного документа, в котором указано, что в связи с отсутствием более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для исполнения исполнительного документа от 01.06.2021 серии ФС N 035468487 и неисполнением должником содержащихся в нем требований глава КФХ может отозвать исполнительный документ, для чего ему необходимо направить в Финансовый отдел заявление с просьбой о его возврате.
Указывая на то, что Финансовым отделом не совершены все необходимые действия для исполнения требований исполнительного листа, глава КФХ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового отдела, выразившегося в неблокировке лицевых счетов Школы после 22.09.2021 для исполнения требований исполнительного листа от 01.06.2021 серии ФС N 035468487.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, Школа по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, то есть не имеет статуса казенного учреждения.
В том случае, если должником является бюджетное, а не казенное учреждение, то при предъявлении исполнительного листа к исполнению взыскание на его средства производится в порядке, определенном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
В силу пункта 6 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
Согласно абзацу первому пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ именно со дня получения этого уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа подлежит исчислению срок (30 рабочих дней) в течение которого бюджетное учреждение - должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
При этом должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетного учреждения в приведенном случае является обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных учреждений.
Как установлено судами, Финансовым отделом не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выполнении требований статьи 30 Закона N 83-ФЗ в установленные сроки после получения заявления главы КФХ от 10.06.2021 вместе с исполнительным листом.
Как правильно указал апелляционный суд, само по себе неисполнение должником в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа требований абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ сразу после истечения указанного срока является достаточным основанием для приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника до момента устранения нарушения.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают выводы судов о допущенном им незаконном бездействии, нарушившем права и законные интересы главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылки подателя жалобы на принятие мер к выделению Школе дополнительных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов не подтверждают выполнение действий по приостановлению операций по счетам Школы, а недостаток бюджетного финансирования не поименован в пункте 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ в качестве основания, исключающего приостановление операций по счетам учреждения.
Довод Финансового отдела о предоставлении отсрочки исполнения решения по данному делу был предметом исследования судов и правомерно отклонен, поскольку на дату начала совершения оспариваемого бездействия, определенную заявителем (22.09.2021), равно как и на дату обращения главы КФХ в арбитражный суд с настоящим заявлением (направлено по почте 26.10.2021), третьему лицу не была предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу N А66-12531/2020.
Частичное погашение задолженности перед главой КФХ после его обращения с заявлением по настоящему делу и полное погашение данной задолженности на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции правомерно признаны судами обстоятельствами, не опровергающими факт допущенного Финансовым отделом бездействия.
Указанные обстоятельства могут быть учтены на стадии исполнения решения суда первой инстанции, но не свидетельствуют об ошибочности обжалуемых судебных актов.
Как правильно указали суды, на дату обращения главы КФХ с рассматриваемым заявлением Финансовым отделом не были приняты предусмотренные законом меры по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете должника, в связи с чем оспариваемое бездействие финансового органа обоснованно признано незаконным.
Доводы Финансового отдела, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А66-15044/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Финансового отдела муниципального образования "Кувшиновский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.