25 ноября 2022 г. |
Дело N А56-17579/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Чекан Е.В. по доверенности от 19.09.2022 N 586, от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" Поплевкиной Л.Ф. по доверенности от 02.02.2022,
рассмотрев 21.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А56-17579/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", адрес: 191124, Санкт-Петербург, Тульская улица, дом 7, литера А, помещение 1-Н, офис 2, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987 (далее - Общество), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 565 240 руб. 83 коп. задолженности по договорам теплоснабжения от 01.06.2015 N 15371.046.1, 15373.046.1, 15374.046.1, 15375.046.1 (далее - Договоры) за март - август 2019 года, 111 486 руб. 55 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 05.04.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2021 решение от 17.08.2020 и постановление от 17.11.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Предприятие уточнило исковые требования и просило взыскать 491 387 руб. 51 коп. задолженности, 331 796 руб. 99 коп. неустойки за период с 26.04.2019 по 31.01.2022, а также неустойки, начисленной с 01.02.2022 по дату фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022, с Общества в пользу Предприятия взысканы 384 385 руб. 04 коп. задолженности и 181 530 руб. 56 коп. неустойки, а также неустойка, начисленная по дату фактической уплаты долга.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, удовлетворить иск, взыскать с Общества 565 240 руб. 83 коп. задолженности и 140 580 руб. 45 коп. неустойки.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды неверно определили сумму задолженности за спорный период в связи с разницей между объемом ресурса в куб.м и Гкал, неправомерно согласившись с правовой позицией Общества по договору от 01.06.2015 N 15373.046.1; Общество представило расчет куб.м не за весь спорный период, а только в первых два месяца, без учета разницы в другие месяцы; по договору от 01.06.2015 N 15374.046.1 расчет на общедомовые нужды произведен на основании показаний граждан в куб.м за март - май 2019 года, за июль - август 2019 года исходя из норматива потребления тепловой энергии, так как Общество не передало в срок показания приборов учета; расчет по договору от 01.06.2015 N 15371.046.1 произведен по нормативу в связи с отсутствием приборов учета в многоквартирном доме 10 литера 3 по бульвару Красных Зорь в Санкт-Петербурге, Общество согласовало в характеристиках объекта отсутствие узла учета тепловой энергии; данные контррасчета Общества недостоверны и противоречат первичным документам; расчет Предприятия произведен исходя из норматива и характеристик, указанных в приложении N 1 к договору; спор по объему тепловой энергии по указанным договорам отсутствует в связи с его определением по нормативу; в августе 2019 года в рамках договора от 01.06.2015 N 15371.046.1 выполнена промывка сетей многоквартирного дома 10 литера 3 по бульвару Красных Зорь в Санкт-Петербурге, объем производительных потерь составил 2,72 Гкал; Общество в графе 6 контррасчета взяло средние значения температуры для нужд горячего водоснабжения (далее - ГВС), что противоречит формуле расчета и объемам, зафиксированным в отчетах о теплопотреблении; по данным Предприятия разница в начислениях в куб.м и Гкал за спорный период отсутствует; контррасчет Общества незаконен и необоснован, противоречит материалам дела; Общество не оспаривает объемы тепловой энергии, выставленные на отопление; в двух трубных открытых системах теплоснабжения учет потребленной тепловой энергии осуществляется на основании данных приборов узла учета тепловой энергии, установленных на подающем и обратном трубопроводах на вводе в индивидуальный тепловой пункт; приборы, установленные на линии ГВС, не участвуют в расчетах потребленной тепловой энергии и выступают в качестве приборов, контролирующих параметры теплоносителя, подаваемого в систему ГВС; объем коммунального ресурса определен Предприятием в соответствии с условиями договора и положениями действующего законодательства; определение объема потребленного коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ); правильность правовой позиции Предприятия о необходимости определения объема потребленного коммунального ресурса по показаниям ОДПУ подтверждена частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); акты сверки объемов тепловой энергии подписаны исполнителем коммунальных услуг без разногласий; разница между общим объемом коммунального ресурса, зафиксированного ОДПУ, и объемом ресурса, потребленного на ГВС, является объемом коммунального ресурса, потребленного на отопление; распределение объема коммунального ресурса, приходящегося на отопление и ГВС, является обязанностью Общества и не подлежит контролю со стороны Предприятия; формула 23, приведенная в пункте 26 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), не может быть использована в рассматриваемом споре, так как предусмотрена только на случай двухкомпонентного тарифа, который для расчета стоимости коммунальной услуги по ГВС в Санкт-Петербурге для граждан не установлен; утверждение Общества о том, что стоимость поставленной тепловой энергии подлежит определению как произведение показаний ОДПУ, зафиксировавших объем ГВС в куб.м, и тарифа на ГВС в рублях за куб.м, не основано на нормах права и противоречит условиям заключенного Предприятием и Обществом договора теплоснабжения; в спорный период расчет стоимости потребленной по договору теплоснабжения тепловой энергии осуществлялся в соответствии с тарифами, установленными для Предприятия Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга; поставляемые Предприятием в многоквартирный дом (далее - МКД) коммунальные ресурсы в рамках заключенного договора теплоснабжения приобретаются Обществом не только в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг, но и в целях содержания общего имущества МКД; плата за объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД, входит в состав жилищных услуг, предоставляемых Обществом собственникам; в случае образования разницы между объемом коммунального ресурса на общедомовые нужды и объемом коммунальной услуги, предъявленной к оплате гражданам, Правилами N 354 предусмотрен механизм получения исполнителем коммунальных услуг образовавшейся разницы; весь объем потребленного Обществом коммунального ресурса на нужды предоставления коммунальных и жилищных услуг подлежит оплате исходя из показаний ОДПУ; произведенный Обществом расчет не соответствует положениям действующего законодательства и является необоснованным; средневзвешенный тариф не подлежит применению при определении Предприятием объема и стоимости коммунального ресурса, поставленного исполнителю коммунальных услуг на основании договора; кроме тепловой энергии, потребленной на подогрев использованной гражданами горячей воды, тепловая энергия потребляется исполнителем коммунальных услуг в целях циркуляции горячей воды во внутридомовой системе; без данного объема тепловой энергии Общество лишено возможности предоставлять населению коммунальную услугу по ГВС надлежащего качества.
До судебного заседания в кассационный суд поступил отзыв Общества на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договоры, по условиям которых ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию (теплоноситель) на точку поставки, а исполнитель обязался принимать и оплачивать принятую тепловую энергию (теплоноситель).
Порядок определения количества (объема) поставленной тепловой энергии (теплоносителя) установлен в разделе 5 Договора, а порядок расчетов - в разделе 6.
Оплата производится исполнителем до 25-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.8 Договора).
В марте - августе 2019 года во исполнение Договоров Предприятие поставило тепловую энергию, которую Общество не оплатило полностью и своевременно.
В претензиях от 08.10.2019 N 58-08/17048, 58-08/24284, 58-08/17328, 58-08/17272 Предприятие просило Общество погасить задолженность по Договорам.
Наличие задолженности и оставление претензий без удовлетворения послужило основанием обращения Предприятия в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки.
Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании задолженности частично в связи с тем, что Предприятие выставляло Обществу счета исходя из стоимости тепловой энергии, исчисленной из количества потребленных Гкал и тарифа в руб./Гкал, а Общество получало с населения плату за ГВС, исчисленную исходя из количества куб.м воды и по тарифу в руб./куб.м., учел представленный в дело информационный расчет, выполненный исходя из количества куб.м воды и по тарифу в руб./куб.м. В связи с частичным удовлетворением требования о взыскании задолженности, суд первой инстанции частично удовлетворил требование о взыскании неустойки, а также взыскал неустойку, начисленную по дату фактической уплаты долга.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Спор по размеру предъявленной к взысканию задолженности возник, в том числе в связи с выставлением Предприятием Обществу счетов, в которых объем ресурса исчислен исходя из количества потребленных Гкал, и начислением Обществом населению платы за объем горячей воды в куб.м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Однако в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Общество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал.
Удовлетворяя требование о взыскании 384 385 руб. 04 коп. задолженности, суд первой инстанции исходил из представленного в материалы дела информационного расчета, признанного судами соответствующим законодательству.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ за период просрочки оплаты с 26.04.2019 по 31.01.2022 Предприятие начислило Обществу 331 796 руб. 99 коп. неустойки.
В связи с частичным удовлетворением требования о взыскании задолженности суд первой инстанции взыскал с Общества в пользу Предприятия неустойку частично в сумме 181 530 руб. 56 коп.
Требование о взыскании неустойки, начисленной по дату исполнения основного обязательства, суды удовлетворили на основании пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которому по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
При этом апелляционный суд правильно указал, что начисление неустойки на будущее время следует производить с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", которые следует учесть при исполнении судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А56-17579/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о взыскании неустойки, начисленной по дату исполнения основного обязательства, суды удовлетворили на основании пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которому по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
При этом апелляционный суд правильно указал, что начисление неустойки на будущее время следует производить с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 N 912 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях установления особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения" и постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", которые следует учесть при исполнении судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2022 г. N Ф07-14288/22 по делу N А56-17579/2020
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14288/2022
18.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18142/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17579/20
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15926/20
17.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26499/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17579/20