28 ноября 2022 г. |
Дело N А56-65158/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" Ушаковой Е.В. (доверенность от 10.01.2022), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сапонджян Е.В. (доверенность от 13.10.2022),
рассмотрев 21.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2022 по делу N А56-65158/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена", адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, ОГРН 1027809233429, ИНН 7808027849 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.04.2021 N 04-20/9243, об оставлении без рассмотрения заявления Учреждения о возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), взыскании излишне уплаченных платежей за НВОС в размере 210 083 руб. 42 коп.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что заявление на возврат денежных средств подано по истечении трех лет с момента последней оплаты в нарушение статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В ходе рассмотрения дела N А56-63909/2021 в суде первой инстанции была проведена сверка расчетов по плате за НВОС и выяснилось, что Учреждением составлялись некорректные документы и сумма платы превысила изначально рассчитанную.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение направило в Управление заявление от 30.09.2019 N 4049/0713 о проведении совместной сверки расчетов внесенных и (или) начисленных сумм платы за НВОС за 2017 год с приложением деклараций о плате за НВОС за 2017 год (в том числе уточненных).
Управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы за НВОС (от 13.01.2020 исх. N 04-20/173), в котором указано, что по результатам проверки деклараций по плате за НВОС за 2017 год направляется требование об уплате задолженности в размере 396 524 руб. 06 коп., а также указано на то, что Управлением выявлена кредиторская задолженность (переплата) в размере 227 956 руб. 14 коп., которая зачислена в счет будущих периодов.
Не согласившись с актом проведения контроля за исчислением платы за НВОС Учреждение неоднократно направляло в Управление свои письменные возражения с собственным расчетом излишне уплаченной суммы от 28.01.2020 N 267/020401, от 26.03.2020 N 1144/0713, от 15.05.2020 N 1495/0713, от 25.06.2020 N 1901/0713, от 31.07.2020 N 2404/0713, от 30.10.2020 N 3912/0713, от 06.11.2020 N 4001/0713, в которых указывало на то, что сумма излишне уплаченной платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) за 2017 год составляет 210 083 руб. 42 коп.
Затем согласно акту сверки от 26.10.2020 N 03-20/18950 сумма излишне уплаченной платы за НВОС определена Управлением в размере 228 741 руб. 20 коп.
Учреждение обратилось в Управление с заявлением от 22.03.2021 N 1376/0713 о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС с представлением ранее направленных заявлений о проведении сверок в обоснование невозможности исполнения требования пункта 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334).
Письмом Управления от 27.04.2021 N 04-20/9243 заявление Учреждения оставлено без рассмотрения на основании пункта 8 Порядка N 334, в связи с отсутствием обязательных документов (акта контроля за исчислением платы, подписанного без разногласий акта сверки по плате за НВОС и пени), а также в связи с истечением более трех лет с момента осуществления платежей.
Не согласившись с указанным решением Управления, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Учреждение является плательщиком платы за НВОС в соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ.
Плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Порядок и сроки внесения платы за НВОС установлены статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела судами двух инстанций установлено, что Учреждение представило в Управление декларацию по плате за НВОС за 2017 год, в которой была отражена и уплачена в составе платы за НВОС плата за НВОС при размещении ТКО (данное обстоятельство сторонами не оспаривается). Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 31.12.2017) статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнена частью 10, согласно которой плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Согласно части 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Согласно пункту 8 Порядка N 334 заявление о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, направленное лицом, обязанным вносить плату, без документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, возвращается территориальным органом Росприроднадзора (без рассмотрения) в течение 7 рабочих дней со дня поступления данного заявления (с указанием причин возврата документов).
В рассматриваемом случае судами установлено, что Учреждение неоднократно, в перечисленных выше заявлениях, обращалось в Управление с целью подписания акта сверки и последующей подачи заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС, однако Управлением неправомерно не представлялись ответы на указанные заявления, что препятствовало реализации прав Учреждения.
При этом согласно представленному Управлением акту сверки от 26.10.2020 N 03-20/18950 сумма излишне уплаченной Учреждением платы за НВОС была определена самим контролирующим органом в размере 228 741 руб. 20 коп., то есть даже в большем, нежели заявлено Учреждением, размере.
Суды указали на злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и недобросовестные действия Управления, выразившиеся в фактическом неосуществлении зачета переплаты в счет будущих периодов (как это письменно было указано заявителю), что подтверждается действиями Управления по отражению сохраняющейся суммы переплаты.
В рассматриваемом случае о наличии переплаты по плате за НВОС Учреждение достоверно узнало только после получения от Управления 20.01.2020 акта проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 13.01.2020 N 04-20/173. Следовательно, как указали суды, в том числе с учетом времени приостановления обязанности по исчислению и внесению платы за размещение ТКО за 2017 год (изменения вступили в силу 31.12.2017), заявителем не пропущен трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС.
Ссылки подателя жалобы на положения статьи 40.1 БК РФ отклонены судами, поскольку указанная статья введена в действие Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ, то есть уже после направления Учреждением заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС в Управление (22.03.2021).
Таким образом, предусмотренных пунктом 8 Порядка N 334 оснований для оставления заявления Учреждения о возврате сумм излишне уплаченной платы за НВОС у Управления не имелось.
При этом Управление не представило в суд первой инстанции документально обоснованных возражений по размеру излишне уплаченной платы за НВОС, которая предъявлена заявителем ко взысканию (210 083 руб. 42 коп.).
Ссылки Управления на результаты рассмотрения дела N А56-63909/2021 не учитывают различия в отчетных периодах; в настоящем деле законных препятствий к возврату не доказано, документально подтвержденный контррасчет Управление не представило.
При таких конкретных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования, оценка судами первой и апелляционной инстанций доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2022 по делу N А56-65158/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
...
Суды указали на злоупотреблением правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и недобросовестные действия Управления, выразившиеся в фактическом неосуществлении зачета переплаты в счет будущих периодов (как это письменно было указано заявителю), что подтверждается действиями Управления по отражению сохраняющейся суммы переплаты.
...
Ссылки подателя жалобы на положения статьи 40.1 БК РФ отклонены судами, поскольку указанная статья введена в действие Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ, то есть уже после направления Учреждением заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС в Управление (22.03.2021)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2022 г. N Ф07-14387/22 по делу N А56-65158/2021