30 ноября 2022 г. |
Дело N А56-24989/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 29.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А56-24989/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора, адрес: 183050, город Мурманск, Кольский проспект, дом 154 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Технострой", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 18, строение 1, помещение 1-Н, офис N 109, ОГРН 1167847197693 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2022, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление судов отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с 03.02.2021 по 28.02.2021 в соответствии с планом проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при ремонте и содержании автомобильных дорог федерального значения на 2022 год, утвержденным заместителем руководителя Ространснадзора, решением Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора о проведении постоянного рейда от 02.02.2022 N 007/ДОР, был проведен постоянный рейд на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, км 1067+300 - км 1152+000 протяженностью 84.7 км.
Содержание вышеуказанного участка автомобильной дороги на основании государственного контракта от 22.06.2018 N 168 осуществляет Общество.
В ходе контрольного осмотра (обследования) выявлены нарушения Обществом требований к обеспечению сохранности автомобильной дороги, в частности, технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - технический регламент, ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог") и иных законодательных и нормативно-технических документов при эксплуатации Обществом участка автомобильной дороги Р-21. км 1067+300 - км 1152+000, а именно:
1. Формирование снежного вала перед барьерным ограждением слева: км 1149+075, км 1145+800, км 1145+500, км 1142+100. км 1139+500, км 1135+000, км 1117+015, км 1094+010, км 1092+020, км 1078+000, км 1081+600, км 1077+850, справа: км 1142+100, км 1117+015, км 1110+150, км 1094+010, км 1092+020, км 1084+010, км 1074+000, км 1078+000, км 1081+600, км 1077+850, что является нарушением подпункта а пункта 13.1, пункта 13.6 Технического регламента, пункта 6.2 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
2. Отсутствие видимости светоотражающих элементов дорожного ограждения слева: км 1145+500, км 1122+300, км 1117+015, км 1105+700, км 1094+010, км 1087+010, км 1081+600, справа: км 1122+300, км 1117+015, км 1110+150. км 1092+020, км 1084+010, км 1074+000. км 1077+850, что является нарушением подпункта г) пункта 13.5 Технического регламента, пункта 5.1 ГОСТа Р 50597-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Светоотражатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения";
3. Наличие уплотненного снега и снежно-ледяных отложений в местах расширения проезжей части, съездах и полосах для движения общественного транспорта слева: км 1151+300, км 1145+800, км 1145+500, км 1126+200, км 1092+020, 1077+850, справа: км 1151+300, км 1145+800, км 1145+500, км 1094+010, км 1092+020, км 1084+010, км 1074+000, км 1077+850, что является нарушением подпункта в) пункта 13.1, пункта 13.9 Технического регламента, пункта 7.1 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
4. Возвышение разделительной полосы с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений км 1151+300, км 1110+150, км 1192+000, что является нарушением подпункта в пункта 13.1, пункта 13.9 Технического регламента, пункта 6.1 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
5. Невыполнение работ по обработке ПГМ и снегоочистке в местах остановки маршрутных транспортных средств слева: км 1139+500, км 1117+015, справа: км 1145+800, км 1144+150, км 1139+500, км 1117+015, что является нарушением пункта 13.9 Технического регламента, пункта 11 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
6. Отсутствие сигнальных столбиков в местах пересечений и примыканий к автомобильной дороге слева: км 1126+200 (5 шт.), км 1084+010 (6 шт.), справа: км 1081+600 (6 шт.), что является нарушением подпункта г) пункта 13.5 Технического регламента; пункта 4.2.4.3 ГОСТа 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения";
7. Возвышение обочины с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений, ширина очистки обочины менее 80% справа: км 1150+600, км 1122+300, что является нарушением пункта 13.9 Технического регламента, пункта 6.1 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
8. Невыполнение работ по обработке ПГМ и очистке тротуаров, пешеходных дорожек слева: км 1126+150, что является нарушением пункта 13.9 Технического регламента, пункта 11 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
9. Наличие зимней скользкости на проезжей части и обочине дороги км 1139+500, км 1074+000, что является нарушением подпункта в) пункта 13.1, подпункта б) пункта 13.2 Технического регламента, пункта 7.1 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания".
По факту выявленных нарушений 03.03.2022 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 007781/048.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Как предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (пункт 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 18 Закона N 257-ФЗ установлено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными указанной статьей.
В силу пункта 2 статьи 1 ТР ТС 014/2011 настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 014/2011 эксплуатация автомобильной дороги - это комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
В статье 3 ТР ТС 014/2011 указано, что безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в том числе допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы.
Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия (пункт 15 статьи 4 ТР ТС 014/2011).
Согласно пункту 13.2 ТР ТС 014/2011 на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц (подпункт "а").
В силу пункта 13.5 ТР ТС 014/2011 дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения; поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть заменены (подпункт "г").
Как предусмотрено пунктом 13.6 ТР ТС 014/2011, поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 13.9 ТР ТС 014/2011 установлено, что очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств.
В соответствии с пунктом 13.2 ТР ТС 014/2011 автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, в том числе сцепные качества дорожного покрытия должны обеспечивать безопасные условия движения транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью при условии соответствия их эксплуатационного состояния установленным требованиям. Сроки выполнения работ по улучшению сцепных качеств устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза (подпункт "б").
Пунктом 6.2 ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" установлено, что формирование снежных валов на дорогах в местах с ограждениями или повышенным бортовым камнем не допускается.
В соответствии с пунктом 7.1 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" наличие уплотненного снега на проезжей части после проведения работ по снегоочистке не допускается.
Пунктом 11 ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" установлено, что состояние покрытия тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, площадок отдыха и остановок маршрутных транспортных средств должно соответствовать требованиям таблицы 7 настоящего стандарта.
Пунктом 6.1 ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" установлено, что состояние обочин и разделительной полосы должно соответствовать требованиям таблицы 1 настоящего стандарта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Общество осуществляет содержание участка автомобильной дороги Р-21, км 1067+300 - км 1152+000, на основании государственного контракта от 22.06.2018 N 168, заключенного с Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2018 - 2023 годы; срок действия контракта - 30.07.2023.
Также суды указали, что в соответствии с пунктом 6.4 государственного контракта Общество несет ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение привлеченными третьими лицами (субподрядчиками, соисполнителями) работ и/или услуг, в том числе, за нарушение качества и сроков выполняемых работ и/или оказываемых услуг, за негативные последствия неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств третьими лицами.
Повторное нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, именно Общество является надлежащим субъектом ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
Приняв указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, составляет объективную сторону правонарушения, квалифицируемого по части 3 указанной статьи.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом обязательных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Не выявив каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления, назначив Обществу наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб., с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Несогласие Общества с выводами судебных инстанций, с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по делу N А56-24989/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторное нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, именно Общество является надлежащим субъектом ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
Приняв указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, составляет объективную сторону правонарушения, квалифицируемого по части 3 указанной статьи.
...
Не выявив каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявление Управления, назначив Обществу наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб., с чем согласился и суд апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-17066/22 по делу N А56-24989/2022