30 ноября 2022 г. |
Дело N А56-111897/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Интера" Новикова А.В. (доверенность от 31.03.2022), от Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области Ивлевой А.О. (доверенность от 11.01.2022), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Шитта Я.Р. (доверенность от 10.01.2022), от Комитета финансов Ленинградской области Новиковой Т.А. (доверенность от 07.12.2021),
рассмотрев 30.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интера" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А56-111897/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интера", адрес: 188741, Ленинградская обл., муниципальный район Приозерский, сельское поселение Ромашкинское, п. Суходолье, Лесная ул., зд. 16, пом. 1-Н, ОГРН 1207800109351, ИНН 7805769183 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847168586, ИНН 7842383780 (далее - Комитет), о взыскании (с учетом уточнения требований) 3 388 237 руб. 72 коп. убытков в виде недополученной субсидии за сентябрь и октябрь 2020 года.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674; далее - ЛенРТК), и Комитет финансов Ленинградской области (адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр-кт, д. 67, ОГРН 1027809250325, ИНН 7825663932; далее - Комитет финансов).
Решением суда от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.08.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы полагает, что у судов отсутствовали основания для отказа в иске и отмечает, что до установления тарифа (до 30.11.2020) он оказывал услуги по поставке тепловой энергии с помощью источников энергии и сетей предшествующей ресурсоснабжающей организации и, соответственно, с применением установленного для нее тарифа.
Как полагает истец, подписанный Обществом и Комитетом акт сверки взаимных расчетов от 29.03.2021 по суммам предоставленных субсидий, грантов за 2020 финансовый год, не может служить основанием для отказа в возмещении объективно существующей разницы в тарифах; иск предъявлен о взыскании убытков в сумме, не согласованной с Комитетом.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и ЛенРТК просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Комитета, ЛенРТК и Комитета финансов с ними не согласились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 01.10.2020 является единой теплоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования Плодовское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, а также гарантирующей организацией для централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения в муниципальном образовании Ромашкинское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Приказом ЛенРТК от 30.11.2020 N 233-п установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую Обществом потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области на 2020 год для потребителей муниципального образования Ромашкинское сельское поселение.
Приказом ЛенРТК от 30.11.2020 N 234-п внесены изменения в приказ от 20.12.2019 N 721-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воды для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области", а именно Обществу в зоне теплоснабжения Ромашкинского сельского поселения установлены тарифы на отопление и горячее водоснабжение.
Приказом ЛенРТК от 30.11.2020 N 235-п установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую Обществом потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области на 2020 год для потребителей муниципального образования Плодовское сельское поселение.
Приказом ЛенРТК от 30.11.2020 N 236-п внесены изменения в приказ от 20.12.2019 N 721-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воды для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области", в части изменения на территории муниципального образования Плодовское сельское поселение теплоснабжающей организации на Общество.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий и грантов в форме субсидий из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 (далее - Порядок N 33), Обществом и Комитетом заключены соглашения от 18.12.2020 и от 25.01.2021 в целях компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области.
Как указывает Общество, оно в сентябре и октябре 2020 года, до установления тарифов поименованными выше приказами ЛенРТК, поставило потребителям (населению) тепловую энергию, при определении стоимости которой использовало льготные тарифы, утвержденные для предыдущей ресурсоснабжающей организации.
По расчету Общества, им недополучено за указанный период 3 388 237 руб. 72 коп. субсидий, предусмотренных Порядком N 33.
Общество направило в адрес Комитета заявки на получение субсидий, а в дальнейшем - претензию от 09.09.2021 с требованием предоставить субсидии.
Поскольку Комитет не выплатил субсидии в соответствии с Порядком N 33, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что в нарушение подпункта "б" пункта 2.12 Порядка N 33 Общество при подаче заявления на возмещение убытков в виде разницы в тарифах не представило Комитету справки-расчеты, подписанные ЛенРТК. Кроме того, суды указали, что предъявленная к возмещению сумма убытков за сентябрь и октябрь 2020 года не является разницей в тарифах, поскольку для Общества тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение в этот период не были установлены.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, противоправность действий лица, причинившего вред, причинно-следственную связь между противоправными действиями лица, причинившего вред и наступившими убытками.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность совокупности указанных фактов.
В силу пункта 1.4 Порядка N 33 к категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, относятся юридические лица, осуществляющие на территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам для населения, установленным ЛенРТК ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
По правилам пункта 2.9 Порядка N 33 размер субсидии, гранта определяется как разница между стоимостью предоставленных коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по регулируемым в установленном порядке тарифам и стоимостью предоставленных населению коммунальных ресурсов (услуг) теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифам для населения, установленным ЛенРТК ниже уровня регулируемых в установленном порядке тарифов.
ЛенРТК осуществляет контроль правильности применения тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а также осуществляет мониторинг фактически поставленного получателями субсидий, получателями грантов объема коммунальных ресурсов (услуг) по теплоснабжению и горячему водоснабжению в целях использования данной информации при тарифном регулировании (пункт 4.3 Порядка N 33).
Предоставление субсидии за период, в который организация не имела тарифов, Порядком N 33 не предусмотрено. На этом основании ЛенРТК отказало Обществу в согласовании справок-расчетов тарифов и объемов поставленных в сентябре - октябре 2020 года коммунальных ресурсов (услуг) населению.
Поскольку Общество рассчитало сумму убытков исходя из тарифов, установленных не ему, а предыдущей ресурсоснабжающей организации, суды признали, что заявленные к взысканию убытки не являются межтарифной разницей, а потому правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Таким образом, о понесенных убытках Общество вправе заявить органу регулирования при установлении для него регулируемых цен (тарифов).
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2022 по делу N А56-111897/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интера" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу названных норм лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, противоправность действий лица, причинившего вред, причинно-следственную связь между противоправными действиями лица, причинившего вред и наступившими убытками.
...
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-17688/22 по делу N А56-111897/2021
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17688/2022
19.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17266/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-111897/2021