30 ноября 2022 г. |
Дело N А26-891/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В., при участии от казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог" Яхшимбековой Л.К. (доверенность от 01.06.2022,
рассмотрев 30.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" на решение Арбитражного суда Республики Карелии от 28.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по делу N А26-891/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технострой", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 18, стр. 1, пом. 1-Н, оф. N 109, ОГРН 1167847197693, ИНН 7813250320 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к казенному учреждению Республики Карелия "Управление автомобильных дорог", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 21, ОГРН 1031000029257, ИНН 1001041918 (далее - Управление), о признании незаконным отказа заключить соглашение об изменении цены государственного контракта от 13.11.2020 N 59-СМР/20 (далее - Контракт), выраженного в письме от 30.12.2021 N 3941, и обязании заключить соглашение об увеличении цены Контракта на сумму 104 441 636,89 руб. на основании положительного заключения автономного учреждения Республики Карелия "Управление государственной экспертизы Республики Карелия", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 8Б, ОГРН 1021000529330, ИННН 1001041322 (далее - Учреждение), от 16.12.2021 N 10-1-1-2-078229-2021 в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Решением суда от 28.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении его требований.
Податель жалобы утверждает, что подписание акта приемки законченного строительством объекта не свидетельствует о завершении работ по Контракту, поскольку сохранились его обязательства по выполнению гарантийных работ с разными сроками исполнения от 6 месяцев до 10 лет. Таким образом, податель жалобы полагает, что им были соблюдены все условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), для увеличения стоимости работ.
В судебном заседании представитель Управления, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между Обществом (подрядчиком) и Управлением (заказчиком) заключен Контракт, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по объекту "Реконструкция ул. Куйбышева от пр. Ленина до наб. Варкауса в г. Петрозаводске, 0,8 км" ( далее - Объект) в соответствии с проектной документацией в сроки, предусмотренные графиком выполнения строительно-монтажных работ, а заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта (пункт 1.1 Контракта).
С учетом заключенного сторонами дополнительного соглашения от 10.12.2021 N 11 цена Контракта составила 497 341 128,04 руб.
Платежи по Контракту осуществляются заказчиком за предъявленные подрядчиком и принятые заказчиком объемы выполненных работ, в том числе их отдельные этапы, на основании графика выполнения работ и подписанных сторонами актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (пункт 5.2 Контракта).
В пункте 6.1 Контракта стороны указали, что Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2021 или до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно пункту 6.2 Контракта и графика выполнения строительно-монтажных работ срок окончания работ - 10.12.2021. Датой окончания работ считается дата подписания акта приемки законченного строительством Объекта (форма N КС-11).
Акт приемки законченного строительством Объекта подписан сторонами Контракта 10.12.2021.
Обязательства по оплате работ по Контракту, выполненных Обществом завершены Управлением 27.12.2021.
Общество в письме от 22.12.2021 N 2315, ссылаясь на удорожание строительных ресурсов, произошедшее в 2021 году, предложило Управлению инициировать заключение соглашения об изменении условий Контракта на основании подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1315, для чего приложило к письму заключение Учреждения от 16.12.2021 N 10-1-1-2-078229-2021.
Управление письмом от 30.12.2021 N 3941 отказало во внесении изменений в Контракт, что послужило основанием для обращения Общества с иском в суд.
Суд первой инстанции, указав на отсутствие правовых оснований для изменения цены Контракта, в удовлетворении требований Общества отказал. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал и оставил без изменение решение суда.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами, регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (пункт 1 статьи 746 ГК РФ).
На основании части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное данным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1315.
Пунктом 2 Постановления N 1315 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315, включая то, что подрядчиком обязательства по контракту не исполнены и их исполнение повлечет документально обоснованное увеличение цены контакта за счет увеличения цены строительных ресурсов.
В рассматриваемом случае сторонами подписаны акты о приемке выполненных работ (КС-2) от 30.06.2021 N 1, от 29.07.2021 N 2, от 25.08.2021 N 3, от 18.10.2021 N 4, от 27.10.2021 N 5, от 26.11.2021 N 6, от 10.12.2021 N 7 на общую сумму 497 341 128,04 руб.
Сторонами Контракта 10.12.2021 подписан акт приемки законченного строительством объекта, в котором также отражена стоимость строительно-монтажных работ в размере 497 341 128,04 руб., что в соответствии с пунктом 6.2 Контракта свидетельствует о завершении работ подрядчиком, и это обстоятельство также отражено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Согласно пункту 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Согласно части 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком.
Гарантийные обязательства представляют собой совокупность требований к гарантии качества товара (работы, услуги), сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, а также к гарантийному обслуживанию товара и являются дополнительной обязанностью поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечить пригодность товара (работы, услуги) в течение определенного срока.
При толковании условий Контракта суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали, что гарантийное обязательство возникает по итогам исполнения основного обязательства по Контракту, поскольку связано с обязательным гарантийным обслуживанием принятого в эксплуатацию Объекта.
Срок же исполнения Контракта предусмотрен в пункте 6.2 Контракта - 10.12.2021, и исполнение Контракта завершено путем подписания сторонами этой же датой акта приемки законченного строительством Объекта.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали, что наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1315, Обществом не доказано, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основания иначе оценивать представленные в дело доказательства отсутствуют.
Оценка представленных в материалы дела доказательств дана судами в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"). Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелии от 28.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по делу N А26-891/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технострой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Срок же исполнения Контракта предусмотрен в пункте 6.2 Контракта - 10.12.2021, и исполнение Контракта завершено путем подписания сторонами этой же датой акта приемки законченного строительством Объекта.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали, что наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1315, Обществом не доказано, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"). Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-16362/22 по делу N А26-891/2022