30 ноября 2022 г. |
Дело N А21-7527/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Савицкой И.Г.,
рассмотрев 30.11.2022 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по делу N А21-7527/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 26, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), от 21.07.2020 N 412/2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО), с назначением наказания в виде 40 000 руб. штрафа.
К участию в деле привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: Санкт-Петербург (далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ) и Министерство.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды не установили надлежащий субъект ответственности по вменяемому правонарушению. ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ настаивает, что обязанность по проведению уборки спорной территории лежит на ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ, в пользование которого был представлен земельный участок.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ возражает против ее удовлетворения и просит решение от 23.05.2022 и постановление от 08.08.2022 оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судьей единолично, без вызова участвующих в деле лиц с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как установлено судами, по результатам проведенных 20.05.2020 и 21.05.2020 сотрудниками Министерства осмотров территории, расположенной по адресу: Калининград, Авиационная ул., д. 1А (кадастровый номер земельного участка 39:15:120313:32), установлено наличие бытового мусора, порубочных остатков деревьев и веток кустарника, что является нарушением пунктов 2.9, 3.6.1, 3.6.6 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила N 161).
По факту выявленных нарушений Министерство составило в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ протокол от 26.06.2020 N 412/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена абзацем вторым пункта 1 статьи 73 КоАП КО, а постановлением от 21.07.2020 N 412/2020 признало ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ виновным в совершении установленного правонарушения и назначило ему наказание в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ оспорило его в судебном порядке.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 73 КоАП КО (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ), а также установив, что в нарушение Правил N 161 на земельном участке (кадастровый номер 39:15:120313:32) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не было принято должных мер по организации и уборки территории от бытового мусора, не обеспечено надлежащее санитарное состояние территории, суды пришли к выводу о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 73 КоАП КО.
Разрешая вопрос о лице, ответственном за осуществление соответствующих работ, суды проанализировали нормативные документы, разграничивающие полномочия входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации ведомств, а именно приказы Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 N 305, от 02.03.2017 N 155, а также учли положения Устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607, и пришли к обоснованному выводу, что именно ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ наделено полномочиями по содержанию объектов социальной инфраструктуры, в том числе по очистке и уборке соответствующих территорий, то есть является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Вывод судов о виновности заявителя обусловлен наличием у него реальной возможности выполнить предусмотренные Правилами N 161 нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
Позиция судов соответствует материалам административного производства, содержанию оспариваемого постановления и представленным в дело доказательствам.
Нарушений порядка привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности, наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным суды не установили; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Все приведенные ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств настоящего дела.
Судами не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении настоящего дела; оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по делу N А21-7527/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 30.11.2022 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по делу N А21-7527/2020,
...
В представленном отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ возражает против ее удовлетворения и просит решение от 23.05.2022 и постановление от 08.08.2022 оставить без изменения.
...
Нарушений порядка привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ к административной ответственности, наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным суды не установили; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-16491/22 по делу N А21-7527/2020