29 ноября 2022 г. |
Дело N А05-9724/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 29.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Важское" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А05-9724/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Важское" (165136, Архангельская обл., Вельский р-н, с. Благовещенское, ул. Глазачева, д. 9; ОГРН 1022901216722; ИНН 2907008615; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5.О - 9.О предписания Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (163069, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14; ОГРН 1042900024562; ИНН 2901127831; далее - Управление) от 01.07.2021 N 88-120/1-2021.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.08.2022 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительными пунктов 6.О - 9.О оспариваемого предписания, а в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, пункты 6.О - 9.О оспариваемого предписания содержат неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 31.05.2021 N 120-ра в период с 07.06.2021 по 01.07.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований природоохранного законодательства в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду - животноводческого комплекса, расположенного в дер. Олюбинская.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 01.07.2021 N 88-120/1-2021, что Общество на указанном объекте осуществляет деятельность по обработке, утилизации и транспортировании отхода IV класса опасности - навоза крупного рогатого скота свежего (код ФККО 11211001334); в результате деятельности Общества образуются остатки кормов с раздаточных столов коровников, утратившие потребительские свойства, также относящиеся к отходам IV класса опасности (код ФККО 11421911395); не осуществлено отнесение отходов к конкретному классу опасности, паспорт отходов IV класса опасности отсутствует; отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не соблюдается производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами.
Обществу выдано предписание от 01.07.2021 N 88-120/1-2021, согласно которому в срок до 20.09.2021 ему следует устранить выявленные нарушения в части неосуществления отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности, отсутствия паспортов отходов IV класса опасности (пункт 6.О); отсутствия утвержденных нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 7.О); неведения в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 8.О); неосуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 9.О).
Управлением в отношении Общества также составлен протокол от 26.07.2021 N 06-02-196/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.09.2021 по делу N А05-8948/2021, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2022, Управлению отказано в привлечении Общества к указанной административной ответственности.
Общество, не согласившись указанными пунктами предписания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, сославшись на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А05-8948/2021, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что Общество, в результате деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством, отменил решение суда первой инстанции и в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 26 Закона N 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Минприроды России приказами от 08.12.2020 N 1026 и от 08.12.2020 N 1028 соответственно утвердило порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности и порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок N 1026; Порядок N 1028).
Согласно пункту 3 Порядка N 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности; при паспортизации отходов составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.
Учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (пункт 4 Порядка N 1028).
В силу пункта 6 Порядка N 1028 организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что Общество отнесено ко II категории объектов негативного воздействия на окружающую среду; в результате осуществления Обществом деятельности по разведению крупного рогатого скота образуются отходы IV класса опасности - навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО 11211001334) и остатки кормов с раздаточных столов коровников, утратившие потребительские свойства (код ФККО 11421911395).
При этом, как установлено апелляционным судом, в нарушение упомянутых требований Общество не осуществило отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, не получило паспорт отходов IV класса опасности, не утвердило нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Сославшись на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 17.11.2021 N 309-ЭС21-21549, от 23.11.2021 N 309-ЭС21-21399, от 23.11.2021 N 309-ЭС21-21406, и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 02.10.2012 N 4973/12, суд апелляционной инстанции указал, что использование Обществом навоза и остатков кормов в качестве органического удобрения не освобождает его от исполнения установленных требований по обращению с указанными отходами IV класса опасности.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии пунктов 6.О - 9.О оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в указанной части и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А05-9724/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Важское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.