30 ноября 2022 г. |
Дело N А56-99765/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Абрамовой Д.И. (доверенность от 20.07.2022),
рассмотрев 28.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-99765/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я лин. В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2021 N 078/04/9.21-1013/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2022 решение суда изменено, постановление Управления признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, превышающего 300 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку судами не учтено, что Управлением допущены существенные процессуальные нарушения: неверно установлены время и место совершения административного правонарушения, использованы доказательства, полученные с нарушением закона. При ненадлежащем установлении времени и места совершения административного правонарушения событие административного правонарушения следует признать неустановленным и недоказанным.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступила жалоба индивидуального предпринимателя Смирнова Сергея Александровича от 09.03.2021 (вх. N 8190/21 от 10.03.2021) на действия Общества, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта "осветительные установки, распределительная сеть и бытовые приборы", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Советский пр., д. 26, лит. А, кадастровый номер земельного участка 78:38:0011222:60, присоединяемая мощность - 100 кВт по III категории надежности в срок, установленный договором от 07.09.2020 N ОД-СПб-513461-20/522042-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (по заявке от 21.08.2020 N 20-522042) (далее - Договор), а также в изменении стоимости заключенного Договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 29.09.2021 N 078/04/9.21-1013/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 12.10.2021 N 078/04/9.21-1013/2021 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением УФАС, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и снижения наказания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, придя к выводу о явной чрезмерности и несоразмерности назначенного наказания, с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Оплата счета, выставленного сетевой компанией, произведена предпринимателем 07.09.2020. Согласно пункту 16 Правил N 861 и пункту 13 технических условий к Договору шестимесячный срок технологического присоединения объекта (не позднее 09.03.2021) был пропущен. Акт о технологическом присоединении и акт допуска прибора в эксплуатацию размещены только 20.05.2021.
Суды сочли доказанной вину Общества и квалификацию правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом неоднократности привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ и соблюдения правил статьи 4.6 КоАП РФ.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ обоснованны.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания, суд апелляционной инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб.
Указание УФАС в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении на иную дату совершения правонарушения (08.03.2021, без учета выходных и праздничных дней вместо 10.03.2021) не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Доводы кассатора о ненадлежащем установлении и описании УФАС времени и места совершения административного правонарушения отклоняются в силу приведенных в постановлении УФАС ссылок на документальные доказательства и не оспариваемые в суде обстоятельства. Неясности, противоречивости в описании существа вмененного правонарушения не имеется. Давая объяснения антимонопольному органу, Общество понимало суть и обстоятельства совершения вмененного правонарушения.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности и достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку решение суда изменено постановлением апелляционного суда, оставить без изменения следует последнее (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-99765/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. Выводы судов о невозможности применения к настоящему случаю статьи 2.9 КоАП РФ обоснованны.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания, суд апелляционной инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2022 г. N Ф07-14171/22 по делу N А56-99765/2021