01 декабря 2022 г. |
Дело N А05-5/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Толкунова В.М., рассмотрев 01.12.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А05-5/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК", адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, рабочий поселок Октябрьский, Заводская ул., д. 17, оф. 1, ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2021 N 24-39-22/65 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 44 764 руб. 94 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.03.2022 (в виде резолютивной части от 10.03.2022), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.07.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что правовая позиция, изложенная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921, в настоящем деле неприменима. В данном случае Управление каких-либо субсидий непосредственно Обществу не предоставляло, каких-либо заявлений или документов, связанных с предоставлением субсидии, не согласовывало и не проверяло. У Общества имелся достаточный срок для тщательной проверки и подготовки предоставляемых документов. Судами неверно квалифицирована цель проверки документов Центром - такая проверка производится в целях эффективного и правомерного использования бюджетных средств, а не в целях исключения административной ответственности Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем таких оснований в настоящем деле не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказами от 11.02.2020 N 35, от 18.03.2020 N 78 с 25.02.2020 по 20.03.2020 Управление провело плановую выездную проверку в отношении Общества по предоставлению и использованию последним субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы, о чем составлен акт от 20.03.2020 N ИКМ-2020-ПВ.010.1004-2400.011, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 (далее - Правила предоставления субсидий), пункта 4.3.7 соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 17.12.2019 N 02011-2019-1207 (далее - соглашение от 17.12.2019) размер субсидии, предоставленной Обществу, завышен на 5 774 608 руб. 48 коп. в связи с неправомерным применением при расчете затрат по морской транспортировке повышающего коэффициента Kai = 1,05 (коэффициент эффективности использования российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции) в случаях неиспользования услуг российского перевозчика.
2. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 78 БК РФ, пунктов 5, 8 Правил предоставления субсидий, пунктов 3.1.2 и 4.3.7 соглашения от 17.12.2019 размер субсидии, предоставленной Обществу, завышен на сумму 2 238 247 руб. 19 коп. в связи с неправильным расчетом затрат на транспортировку пиломатериалов и предоставлением в акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - Центр) недостоверных сведений по затратам на транспортировку по причине включения в расчет затрат по морской и железнодорожной транспортировке (реестры N 5, 6, 7, 36, 60 и 64), не подтвержденных документами, предоставленными для получения субсидии.
3. В нарушение пункта 1 части 2 статьи 78 БК РФ и пункта 7 Правил предоставления субсидий размер субсидии завышен на сумму 96 737 руб. 50 коп. в связи с неправильным применением курса рубля по отношению к доллару США, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату осуществления оплаты затрат организации.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Управление на основании статей 269.2, 270.2 БК РФ и пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, выдало Обществу предписание от 08.05.2020 N 24-46-5/47-15, согласно которому Обществу надлежало:
1) принять меры по возмещению ущерба, причиненного неправомерным использованием бюджетных средств (перечислить в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 5 774 608 руб. 48 коп.) в результате совершения нарушения, указанного в пункте 1 предписания, не позднее 30.08.2020;
2) принять меры по возмещению ущерба, причиненного неправомерным использованием бюджетных средств (перечислить в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 2 238 247 руб. 19 коп.) в результате совершения нарушения, указанного в пункте 2 предписания, не позднее 30.08.2020;
3) принять меры по возмещению ущерба, причиненного неправомерным использованием бюджетных средств (перечислить в доход федерального бюджета денежные средства в сумме 96 737 руб. 50 коп.) в результате совершения нарушения, указанного в пункте 3 предписания, не позднее 30.08.2020.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2020 по делу N А05-8306/2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2021, в удовлетворении заявленных требований Общества о признании указанного предписания недействительным отказано.
По факту завышения субсидии на 2 238 247 руб. 19 коп. в связи с неправильным расчетом затрат на транспортировку пиломатериалов и предоставлением в Центр недостоверных сведений по затратам на транспортировку по причине включения в расчет затрат по морской и железнодорожной транспортировке (реестры N 5, 6, 7, 36, 60 и 64), не подтвержденных документами, предоставленными для получения субсидии, Управлением в отношении Общества составлен протокол от 06.12.2021 N 24-39-22/65 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Постановлением от 20.12.2021 N 24-39-22/65 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно указанной квалификации, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 % от суммы полученной субсидии, использованной с нарушением условий ее предоставления (2 238 247,19 х 2%), что составило 44 764 руб. 94 коп.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о недоказанности вины Общества в совершении правонарушения.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
С учетом в том числе вступившего в законную силу названного выше решения суда по делу N А05-8306/2020, суды двух инстанций в настоящем деле пришли к выводу о доказанности в деянии Общества события вмененного административного правонарушения.
Между тем, тщательным образом проанализировав положения законодательства, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496, утвердившего Положение об осуществлении акционерным обществом "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, касающиеся проверки полноты и достоверности сведений в документах на предоставление субсидий, с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности вины Общества во вмененном правонарушении. Суды отметили недостаточную исследованность Управлением виновности Общества во вменяемом ему правонарушении. Отсутствие вины, как субъективной стороны состава правонарушения, является в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ссылки Управления на судебные акты по делу N А05-8306/2020 отклонены судами, поскольку в указанном деле вопрос виновности Общества в совершении административного правонарушения не выяснялся и не устанавливался.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу N А05-5/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом в том числе вступившего в законную силу названного выше решения суда по делу N А05-8306/2020, суды двух инстанций в настоящем деле пришли к выводу о доказанности в деянии Общества события вмененного административного правонарушения.
Между тем, тщательным образом проанализировав положения законодательства, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496, утвердившего Положение об осуществлении акционерным обществом "Российский экспортный центр" функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, касающиеся проверки полноты и достоверности сведений в документах на предоставление субсидий, с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности вины Общества во вмененном правонарушении. Суды отметили недостаточную исследованность Управлением виновности Общества во вменяемом ему правонарушении. Отсутствие вины, как субъективной стороны состава правонарушения, является в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2022 г. N Ф07-17572/22 по делу N А05-5/2022