01 декабря 2022 г. |
Дело N А56-77357/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Балтийской таможни представителей Мартишина И.С. (доверенность от 10.01.2022) и Синятовской Е.С. (доверенность от 21.07.2022),
рассмотрев 24.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А56-77357/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Опт Торг", адрес: 127006, Москва, ул. Тверская, д. 18, корп. 1, эт./пом./к/о 5/I/18/523, ОГРН 1177746246633, ИНН 7725361423 (далее - ООО "Опт Торг", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Балтийской таможни, адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня) от 21.06.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10013130/240119/0001044, 10013130/250119/0001093, 0013160/010319/0032689, 10013160/280219/0030434 (графы 36, 44, 47, товар N 1), что повлекло увеличение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 10% до 20%.
Решением суда первой инстанции от 13.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 13.01.2022 и постановление от 30.05.2022. По мнению подателя жалобы, ввезенные Обществом товары не соответствует параметрам детского (игрушечного) самоката, что подтверждается сведениями, размещенными в общем доступе на сайтах в сети Интернет. В связи с изложенным предусмотренных законом оснований для применения льготной ставки НДС в размере 10 % не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель, Россия) в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 28.06.2018 N GBS2806/2, заключенному с иностранной компанией "Shenzhen GBC Glory Business Corp. Ltd" (продавец, Китай), ввезло и задекларировало по ДТ N 10013130/240119/0001044, 10013130/250119/0001093, 0013160/010319/0032689, 10013160/280219/0030434 товар N 1 "Игрушки для детей старше трех лет, несущие на себе массу тела ребенка, из металла с элементами из пластмассы, в том числе с элементами из текстильных материалов, резины, в том числе со звуковыми, световыми эффектами...", в том числе модели LEADER KIDS QQBEAR, LEADER KIDS LK-6039, применив при расчете таможенных платежей ставку НДС в размере 10%.
В ходе камеральной таможенной проверки Таможня установила, что ввезенный товар не относится к игрушкам, а является спортивным инвентарем, следовательно, в отношении данного товара ставка НДС в размере 10% не применима.
По результатам проверки таможенным органом приняты решения от 21.06.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10013130/240119/0001044, 10013130/250119/0001093, 0013160/010319/0032689, 10013160/280219/0030434, что повлекло увеличение ставки НДС с 10 до 20%.
Считая, что при ввозе товара сумма налога правомерно рассчитана декларантом по льготной ставке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования заявителя обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы таможенного органа о необоснованно применении декларантом предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размера ставки НДС - 10%, поскольку Общество не подтвердило, что ввезенные самокаты относятся к товарам для детей, в том числе игрушкам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
В силу пункта 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 164 названного Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации определенных товаров. В случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 18 (20)%.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ установлен перечень товаров для детей, налогообложение при реализации которых производится по налоговой ставке 10%. В указанный перечень включены игрушки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) определяются Правительством Российской Федерации.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), в соответствии с примечанием 1 к которому для его целей следует руководствоваться кодом ТН ВЭД, наименованием товара и размерными признаками (при наличии размерных признаков).
С учетом изложенного суды правомерно заключили, что для целей применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% при ввозе товаров на территорию Российской Федерации товар должен входить в Перечень, представлять собой игрушку, предназначенную специально для детей, при этом необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД, наименованием товара и размерными признаками товара.
Игрушки на колесах для катания детей (трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов), коляски для кукол ввозимые на территорию Российской Федерации под кодами 9503 00 100 1, 9503 00 100 9 ТН ВЭД включены в Перечень.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорные товары относятся к товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 ТН ВЭД, входящей в группу 95 ТН ВЭД, включающую в себя игрушки, игры, спортивный инвентарь, их части и принадлежности. Вместе с тем в товарную позицию 9503 ТН ВЭД включаются не только игрушки в виде двух- или трехколесных самокатов, предназначенных для езды детей, но и самокаты, предназначенные для подростков и взрослых.
При этом согласно Перечню изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (Приложение N 1 к ТР ТС 008/2011), к игрушкам не относится спортивный инвентарь.
Механические и физические свойства игрушек, характеризующие, в том числе и размерные признаки, определены в Межгосударственном стандарте "Игрушки. Требования безопасности. Механические и физические свойства" ГОСТ EN 71-1-2014 (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.09.2016 N 1198-ст; далее - ГОСТ EN 71-1-2014).
В соответствии с ГОСТ EN 71-1-2014 игрушечные самокаты делятся на две группы - для детей с массой тела менее или равной: - 20 кг; - 50 кг. Масса тела в 20 кг соответствует примерно (95%) средней массе 5-летнего ребенка. Масса тела - 50 кг соответствует примерно средней массе 14-летнего ребенка. При этом надо иметь в виду, что самокаты, относящиеся к спортивным снарядам, предназначены для пользователей с массой тела более чем 35 кг и менее 100 кг. Поэтому существует два типа самокатов категории 35 и 50 кг - классифицируемые как игрушечные самокаты и как спортивный инвентарь.
В пункте 4.15.5.6 ГОСТ EN 71-1-2014 определены размеры колес для игрушечных самокатов, предназначенных для детей, - диаметр передних колес должен быть не менее 120 мм. Также из пункта 3.67 ГОСТ EN 71-1-2014 следует, что игрушечный самокат - игрушка (складная или нескладная), которая передвигается посредством приложения мускульной силы ребенка, предназначенная для детей с массой тела не более 50 кг и состоящая как минимум из одной опорной поверхности, двух колес и системы управления, имеющей поворотный или жесткий стержень руля.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации "Оборудование спортивное на роликах. Самокаты. Требования безопасности и методы испытания" ГОСТ Р 58680-2019, утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2019 N 1229-ст, по своей конструкции самокаты подразделяются на два класса: А - для пользователей массой от 20 до 100 кг; В - для пользователей массой от 20 до 50 кг. При этом в ГОСТ Р 58680-2019 предусмотрено, что для самокатов класса В диаметр переднего колеса также должен быть не менее 120 мм. Конструкция подвески должна обеспечивать поглощение энергии удара передним колесом.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды с учетом приведенных нормативных требований установили, что инструкции к самокатам содержат сведения о размере колес, который составляет 120 мм, предельно допустимая нагрузка/максимальная грузоподъемность самокатов составляет 50 кг. Все спорные самокаты проверены на соответствие требованиям, установленным ГОСТ EN 71-1-2014, что подтверждается полученными сертификатами соответствия. Ввезенные самокаты не предназначены для спорта или для движения по дорогам общего пользования и тротуарам, о чем также свидетельствует информация, размещенная на этикетках и в инструкциях к данным самокатам.
При этом суды отклонили ссылки таможенного органа на сведения о рассматриваемых самокатах, размещенные в сети Интернет на сайтах www.akusherstvo.ru, www.dochkisinochki.ru, отметив, что владельцы данных ресурсов не являются производителями соответствующих изделий, а приведенная ими информация не основана на технической документации товара, ввиду чего не может являться достоверным доказательством по делу и также не может служить основанием не принимать во внимание сведения, указанные в технической документации на товар.
При таких обстоятельствах суды, исходя из совокупности установленных признаков, обоснованно заключили, что спорные самокаты нельзя отнести к категории спортивного инвентаря, следовательно, декларант правомерно применил льготную ставку при расчете сумм подлежащего уплате налога.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А56-77357/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Механические и физические свойства игрушек, характеризующие, в том числе и размерные признаки, определены в Межгосударственном стандарте "Игрушки. Требования безопасности. Механические и физические свойства" ГОСТ EN 71-1-2014 (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.09.2016 N 1198-ст; далее - ГОСТ EN 71-1-2014).
...
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации "Оборудование спортивное на роликах. Самокаты. Требования безопасности и методы испытания" ГОСТ Р 58680-2019, утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2019 N 1229-ст, по своей конструкции самокаты подразделяются на два класса: А - для пользователей массой от 20 до 100 кг; В - для пользователей массой от 20 до 50 кг. При этом в ГОСТ Р 58680-2019 предусмотрено, что для самокатов класса В диаметр переднего колеса также должен быть не менее 120 мм. Конструкция подвески должна обеспечивать поглощение энергии удара передним колесом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2022 г. N Ф07-13658/22 по делу N А56-77357/2021