05 декабря 2022 г. |
Дело N А52-3274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Правительства Псковской области - Степановой И.П. (доверенность от 10.06.2022), от Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области - Сидоровой О.В. (доверенность от 14.02.2022), от Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области - Кулик Е.В. (доверенность от 23.11.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт" - Люлявского Д.В. (доверенность от 31.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Псковской области, Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 12.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А52-3274/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сбытовое объединение "Псковнефтепродукт" (далее - Общество, ООО "Псковнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Комитету по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области (далее - Комитет по транспорту), Государственному бюджетному учреждению Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - ГБК ПО "Псковавтодор"), муниципальному образованию город Псков в лице Администрации города Пскова, муниципальному образованию город Псков в лице Финансового управления Администрации города Пскова, Псковской области в лице Комитета по финансам Псковской области, Псковской области в лице Администрации Псковской области - Правительству Псковской области (далее - Правительство), в соответствии с которым просило:
1. Признать недействительным соглашение об изъятии земельного участка и здания от 20.12.2017 N 41 в части пункта 1.3 данного соглашения о приобретении ООО "Псковнефтепродукт" права собственности на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенный по адресу: Российская Федерация, Псковская область, г. Псков, ул. Яна Райниса, 2А, и применить последствия недействительности сделки в виде возврата Псковской области земельного участка с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Яна Райниса, 2А, и взыскания с Администрации Псковской области стоимости указанного земельного участка в размере 28 581 700 руб. 00 коп.;
2.Взыскать солидарно с муниципального образования город Псков в лице Администрации города Пскова и в лице Финансового управления Администрации города Пскова, с Псковской области в лице Комитета по финансам Псковской области и в лице Администрации Псковской области реальные убытки в сумме 2 064 536 руб. 83 коп., состоящие из: затраты на проектные работы - 1 191 313 руб. 83 коп., земельного налога - 873 223 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области и Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2022 с Псковской области в лице Администрации Псковской области за счет казны Псковской области в пользу ООО "Псковнефтепродукт" взыскана стоимость земельного участка в размере 28 581 700 руб. и убытки в сумме 2 064 536 руб. 83 коп.
Кроме того суд обязал ООО "Псковнефтепродукт" возвратить в собственность Псковской области земельный участок с кадастровым номером 60:27:0090303:85 площадью 13 051 кв.м., расположенный по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Яна Райниса, д. 2А. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Правительство Псковской области и Комитет по транспорту, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просят решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационные жалобы ООО "Псковнефтепродукт" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзывах на кассационные жалобы Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области, Комитет по финансам Псковской области, ГБК ПО "Псковавтодор" просят отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании представители Правительства и Комитета по транспорту поддержали доводы, изложенные в их кассационных жалобах, а представитель ООО "Псковнефтепродукт", ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобы без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительство и ООО "Псковнефтепродукт" (инвестор) заключили инвестиционное соглашение от 16.11.2016 о совместных действиях по реализации инвестором на территории Псковской области инвестиционного проекта "Создание сети автоматических автозаправочных станций в г. Пскове и г. Великие Луки", в пункте 2.2 которого предусмотрен I этап строительства, включающий строительство автозаправочной станции на ул. Я.Райниса на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85.
В соответствии с пунктом 2.3 соглашения при условии отсутствия возможности реализации Проекта на земельных участках, находящихся в собственности Псковской области, муниципальной или государственной собственности, или собственность на которые не разграничена, по причинам не соответствия Проекта Правилам землепользования и застройки, Генеральному плану, инвестору будут предоставлены альтернативные варианты земельных участков, соответствующих условиям реализации проекта, при этом возможно изменение сроков реализации Проекта по соглашению сторон.
Распоряжением Администрации Псковской области от 28.03.2016 N 159-р "Об изъятии земельного участка и здания для государственных нужд Псковской области" принято решение об изъятии для государственных нужд Псковской области в целях строительства объекта регионального значения "Автодорожный путепровод через железную дорогу в г. Великие Луки" земельного участка с кадастровым номером 60:25:0031401:9, расположенного по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. Промышленная, АЗС-40 и здания с кадастровым номером 60:25:0060202:226, расположенного на указанном земельном участке (пункт 1 и 1.1 распоряжения).
Указанные объекты недвижимости принадлежали на праве собственности ООО "Псковнефтепродукт". Стоимость объектов составляла 39 110 900 руб.
Как следует из соглашения N 41 об изъятии земельного участка и здания, заключенного 20.12.2017 Правительством, Комитетом по транспорту и ГБУ ПО "Псковавтодор", с одной стороны, и ООО "Псковнефтепродукт", с другой стороны, в соответствии с распоряжением Администрации Псковской области от 28.03.2016 N 159-р "Об изъятии земельного участка и здания для государственных нужд Псковской области" у ООО "Псковнефтепродукт" изъяты объекты недвижимого имущества, перечисленные в пункте 1.2, а в обмен переданы объекты имущества, перечисленные в пункте 1.3 соглашения, в том числе и объект-6: земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенный по адресу: г. Псков, пересечение ул. Юбилейной и ул. Я.Райниса, с разрешенным использованием "для строительства автозаправочной станции".
В соответствии с пунктом 1.3 соглашения об изъятии земельного участка и здания от 20.12.2017 N 41 на основании отчета об оценке от 17.01.2017 N 01/17-4561, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "ПРОФАУДИТ", стоимость земельного участка определена в размере 28 581 700 руб.
На основании данного соглашения от 20.12.2017 Обществом 11.01.2018 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0090303:85.
Постановлением Администрации города Пскова N 888 14.06.2018 утвержден Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 60:27:0090303:85.
Обществом разработана проектная документация и получены результаты инженерных изысканий по объекту "Автозаправочная станция по адресу: Российская Федерация, Псковская область, г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А", которые 12.02.2019 направлены на государственную экспертизу.
ГАУ "Госэкпертиза Псковской области" 29.03.2019 утверждено положительное заключение экспертизы по объекту "Автозаправочная станция по адресу: Российская Федерация, Псковская область, г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А".
Общество 06.06.2019 обратилось в Администрацию города Пскова с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
Администрация города Пскова 17.06.2019 уведомлением N 3566 отказала в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
Посчитав данный отказ незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением от 27.11.2019 по делу N А52-3039/2019 Арбитражный суд Псковской области признал незаконным уведомление Администрации города Пскова от 17.06.2019 N 3566 об отказе в выдаче разрешения на строительство Обществу, как противоречащее положениям пункта 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ, поскольку конкретных причин отказа в выдаче разрешения не было указано, вследствие чего Общество не имело возможности для устранения недостатков в документации.
Одновременно суд возложил на Администрацию города Пскова обязанность повторно рассмотреть заявление Общества от 06.06.2019 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
Исполняя решение по делу N А52-3039/2019, Администрация города Пскова 13.12.2019 повторно рассмотрела заявление ООО "Псковнефтепродукт" от 06.06.2019 и уведомлением от 13.12.2019 N 7406 отказала в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
Приняв меры к устранению изложенных в уведомлении от 13.12.2019 нарушений, Общество 23.06.2020 повторно обратилось в Администрацию города Пскова с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
Администрация города Пскова 30.06.2020 уведомлением N 4236 отказала в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автозаправочная станция" на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Я.Райниса, д. 2А.
В качестве причин отказа Администрация указала следующие: несоответствие проектной документации требований статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации; несоответствие проектной документации требованиям частей 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; несоответствие проектной документации установленным режимам зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.3-3 объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, XII в., Стефановская церковь, XVII в."; несоответствие проектной документации требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Полагая, что отказы Администрации города Пскова от 13.12.2019 и от 30.06.2020 являются незаконными, нарушают права и интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, Общество 12.03.2020 оспорило их в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 14.04.2021 по делу N А52-963/2020 в удовлетворении требований ООО "Псковнефтепродукт" к Администрации города Пскова отказано, поскольку, подпунктом 1 пункта 1 приложения 2 к Постановлению Псковского областного собрания депутатов от 26.12.2013 N 666 установлен прямой запрет на строительство предприятия, являющегося взрыво- и пожароопасным, к которым относится АЗС, следовательно, размещение АЗС на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85 не допускается.
Таким образом, ООО "Псковнефтепродукт" не имеет возможности использовать земельный участок с кадастровым номером 60:27:0090303:85 в соответствии с целью его приобретения по инвестиционному соглашению от 16.11.2016 и по соглашению от 20.12.2017 N 41 об изъятии земельного участка для строительства АЗС, что, по мнению Общества, является невыполнением условий инвестиционного соглашения от 16.11.2016 и соглашения об изъятии земельного участка и здания от 20.12.2017 N 41.
Общество считает, что в результате невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 60:27:0090303:85 под строительство АЗС, ООО "Псковнефтепродукт" понесены затраты на проектно-изыскательские работы и иные затраты по объекту "Автозаправочная станция по адресу: г. Псков, ул. Яна Райниса,2А" в сумме 1 191 313 руб. 83 коп., а также оплачен земельный налог на протяжении всего владения земельным участком в сумме 873 223 руб., что по мнению истца, является его убытками, причиненными в результате ненадлежащего исполнения ответчиками условий заключенных соглашений.
Общество направило Правительству претензию от 06.08.2020 N 91-01-07-1080, согласно которой истец просил Правительство выплатить ему стоимость земельного участка в сумме 28 581 700 руб. и компенсировать понесенные убытки.
В ответе на претензию от 07.09.2020 N СД-06-4021 Правительство сообщило, что до окончания судебных споров о законности отказов в выдаче разрешения на строительство АЗС утверждение о причинении убытков в связи с невозможностью использования земельного участка для строительства АЗС является безосновательным. Кроме того, требуя возврата денежных средств за земельный участок с кадастровым номером 60:27:0090303:85 в сумме 28 581 700 руб., истцом не ставится вопрос о возврате Псковской области данного земельного участка.
Также Правительство предложило истцу в соответствии с пунктом 2.3 инвестиционного соглашения рассмотреть вопрос об обмене земельного участка на иной земельный участок, соответствующий условиям реализации Проекта, для чего обратиться в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области для выбора альтернативного земельного участка и последующего обмена участками.
В ходе ведения переговоров, в том числе в процессе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, Правительством и Комитетом по управлению государственным имуществом истцу предложены альтернативные варианты обмена земельного участка с кадастровым номером 60:27:0090303:85 на иной земельный участок для строительства АЗС. В частности на выбор было предложено 17 земельных участков.
Поскольку предложенные варианты истца не устроили, им направлены мотивированные возражения относительно предложенных земельных участков в адрес Правительства.
Истец 07.04.2021 обратился с повторной претензией в адрес Правительства, в соответствии с которой, мотивируя невозможностью строительства АЗС на земельном участке с кадастровым номером 60:27:0090303:85, требовал забрать у него указанный земельный участок в собственность Псковской области, а ему выплатить денежные средства в сумме 28 581 700 руб. и компенсировать понесенные убытки.
Поскольку в добровольном порядке претензия удовлетворена не была, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправильной квалификации Обществом спорных правоотношений и ошибочном указании истцом норм материального права, подлежащих применению в данном споре.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между сторонами фактически возник спор, связанный с передачей истцу некачественного товара, при разрешении которого подлежат применению положения пункта 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предоставляющие Обществу право отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Невозможность использования полученного Обществом земельного участка, под те цели, для которых он приобретался истцом, установлена судами первой и апелляционной инстанций. Волеизъявление Общества на прекращение договорных отношений, в рамках которых был приобретен земельный участок, также установлена судами.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок подлежит возврату его прежнему собственнику с взысканием с последнего в пользу Общества его стоимости, ранее определенной соглашением сторон.
Суды также обоснованно признали, что убытками истца, подлежащими возмещению, являются расходы Общества, понесенные им в период владения спорным земельным участком, в том числе непосредственно связанные с приготовлениями истца для его дальнейшего использования, которые не привели к положительным результатам исключительно из-за недостатков имущества.
Суды также обоснованно отклонили заявление ответчиков о применении исковой давности, признав, что Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями в пределах трехлетнего срока исковой давности, который в данном случае подлежит исчислению с момента, когда Обществу при рассмотрении дела N А52-963/2020 стало известно о нарушении своего права. Кассационная инстанция также отмечает, что после обращения Общества к ответчикам с претензией о выплате стоимости спорного земельного участка между сторонами велись переговоры и переписка о замене спорного участка на другой. То есть ответчиками совершались действия, свидетельствующие о фактическом признании долга, следствием которых является перерыв течения срока исковой давности (статья 203 ГК РФ).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 12.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А52-3274/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Псковской области, Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Псковской области от 12.04.2022 и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А52-3274/2021, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2022, отменить.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.