06 декабря 2022 г. |
Дело N А05-4492/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 06.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Топаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А05-4492/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Топаз", адрес: 163001, Архангельск, улица Федота Шубина, дом 3, офис 1, ОГРН 1052901131040, ИНН 2901138135 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному казенному учреждению Архангельской области "Главное управление капитального строительства", адрес: 163000, Архангельск, улица Попова, дом 16, ОГРН 1042900047850, ИНН 2901131041 (далее - Учреждение), о взыскании 195 022 руб. 08 коп. задолженности по оплате охранных услуг, оказанных в период с 01.01.2022 по 07.02.2022, и 9654 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 02.03.2022 по 07.06.2022.
Решением от 16.06.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно свели понятие термина "чрезвычайное обстоятельство" только к случаям, перечисленным в законе, который не может охватить все случаи, когда должны быть оплачены услуги, оказанные вне рамок заключенного государственного контракта.
В отзыве Учреждение возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.09.2021 заключен государственный контракт N 78 на оказание услуг по охране объекта "Реставрация исторического здания по адресу: Архангельск, набережная Северной Двины, дом 82/2".
В пункте 1.3 Контракта стороны установили срок оказания услуг: начало - с 00 часов 00 минут 08.09.2021; окончание - до 23 часов 59 минут 31.12.2021.
Согласно пункту 4.1 цена Контракта составляет 589 984 руб. 56 коп. (без учета НДС): 213 руб. 84 коп. (стоимость одного человеко-часа охраны) х 2759 ч.
Письмом от 29.12.2021 N 4716 Учреждение обратилось к Обществу с просьбой рассмотреть возможность оказания услуг по охране этого же объекта в период с 01.01.2022 по 07.02.2022. Учреждение также указало, что вопрос по оплате услуг подлежит решению в судебном порядке.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на оказание услуг с 01.01.2022 по 07.02.2022, подписание акта оказания услуг из расчета 213 руб. 84 коп. человеко-часа на 195 022 руб. 08 коп., неуплату означенной суммы и неудовлетворение соответствующей претензии.
На основании пункта 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ и разъяснениями, данными в пунктах 20 - 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор), суд первой инстанции установил, что оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, поскольку оказание услуг по охране объекта в период с 01.01.2022 по 07.02.2022 в отсутствие заключенного контракта не являлось обязательным для Общества вне зависимости от его волеизъявления, оказание охранных услуг не было связано с аварией или какой-либо чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а Общество имело возможность прекратить оказывать услуги, оговоренные в Контракте, по истечении установленного в нем срока оказания услуг. В отсутствие заключенного между сторонами договора или контракта суд отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Как правильно указали суды двух инстанций, оказывая услуги без заключения обязательного в таких случаях контракта, Общество приняло на себя риски негативных последствий, в том числе и в виде отсутствия у заказчика обязательства по оплате оказанных услуг по причине отсутствия основания его возникновения.
Вопреки мнению Общества, оказание им услуг не связано с описанными в каком-либо законе или пунктах 21 - 23 Обзора экстренными, чрезвычайными или неотвратимыми обстоятельствами, предполагающими невозможность их не оказывать и, как следствие, влекущими обязанность по оплате.
Несогласие подателя жалобы с основанными на правильном применении норм материального права судебными актами не является основанием для их отмены.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А05-4492/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Топаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ и разъяснениями, данными в пунктах 20 - 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор), суд первой инстанции установил, что оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд в отсутствие государственного контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, поскольку оказание услуг по охране объекта в период с 01.01.2022 по 07.02.2022 в отсутствие заключенного контракта не являлось обязательным для Общества вне зависимости от его волеизъявления, оказание охранных услуг не было связано с аварией или какой-либо чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а Общество имело возможность прекратить оказывать услуги, оговоренные в Контракте, по истечении установленного в нем срока оказания услуг. В отсутствие заключенного между сторонами договора или контракта суд отказал в иске.
...
Вопреки мнению Общества, оказание им услуг не связано с описанными в каком-либо законе или пунктах 21 - 23 Обзора экстренными, чрезвычайными или неотвратимыми обстоятельствами, предполагающими невозможность их не оказывать и, как следствие, влекущими обязанность по оплате."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2022 г. N Ф07-18954/22 по делу N А05-4492/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18954/2022
06.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6490/2022
01.09.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6490/2022
16.06.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4492/2022