06 декабря 2022 г. |
Дело N А13-6207/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Родина Ю. А.,
рассмотрев 06.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А13-6207/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Русский бисквит", адрес: 162606, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Маркса, д. 25, ОГРН 1023501246988, ИНН 3528052718 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), о признании недействительным уведомления от 22.04.2022, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 30.06.2022 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 09.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 30.06.2022 и постановление от 09.09.2022 отменить, принять новый судебный акт - об отказе в требованиях.
По мнению подателя жалобы, суды удовлетворили требования необоснованно, страхователь до 15 апреля не представил необходимые документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, в связи с чем Фонд правомерно применил наиболее высокий класс профессионального риска; на Фонд не возложена обязанность по пересмотру решения об установлении страхового тарифа по документам, направленным после истечения срока, установленного Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество в нарушение Закона N 125-ФЗ и Порядка N 55 не представило в срок до 15 апреля документы, необходимые для установления ему страхового тарифа для целей уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необходимые документы были представлены 25.04.2022.
Фонд, руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 21.12.2021 N 413-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", установил этот тариф самостоятельно в соответствии с определенным 10-м классом профессионального риска в размере 1,10% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных лиц, исходя из основного вида деятельности "Производство готовых кормов (смешанных и несмешанных), кроме муки и гранул из люцерны, для животных, содержащихся на фермах"(код по ОКВЭД 10.91.1).
Соответствующее уведомление Фондом 25.04.2022 направлено в адрес Общества.
Общество оспорило данное уведомление в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав на представление Обществом всех необходимых документов, подтверждающих, что в 2022 году основной вид деятельности Общества не изменился - по коду ОКВЭД 10.72 "Производство хрустящих хлебцев, сухарей и прочих сухарных хлебобулочных изделий" в размере 0,4 %, что соответствует 3-му классу профессионального риска.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статьях 21 и 22 Закона 125-ФЗ установлено, что страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя их страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с данными Правилами, утверждается Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации (пункты 2 и 3 Правил N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Как следует из пункта 5 Порядка N 55, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно удовлетворили требования, страхователь до 15 апреля не представил необходимые документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, в связи с чем Фонд правомерно применил наиболее высокий класс профессионального риска; на Фонд не возложена обязанность по пересмотру решения об установлении страхового тарифа по документам, направленным после истечения срока, установленного Порядком N 55.
Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как правильно указал апелляционный суд, поскольку пунктом 5 Порядка N 55 установлено, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из ЕГРЮЛ).
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 являются не санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Подобная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Общество с нарушением установленного срока документально подтвердило основной вид деятельности на 2022 год "Производство хрустящих хлебцев, сухарей и прочих сухарных хлебобулочных изделий", представило аудиторское заключение, бухгалтерский баланс на 31.12.2021, отчет о финансовых результатах за январь - декабрь 2021 года, отчет об изменениях капитала за январь - декабрь 2021 года, отчет о движении денежных средств за январь - декабрь 2021 года.
Материалами дела подтверждается, что на 2021 год для Общества был установлен страховой тариф по его основному виду экономической деятельности по коду ОКВЭД 10.72 "Производство хрустящих хлебцев, сухарей и прочих сухарных хлебобулочных изделий" в размере 0,4 %, что соответствует 3-му классу профессионального риска.
Фонд не представил доказательств, свидетельствующих об изменении страхователем основного вида деятельности в 2022 году на вид деятельности "Производство готовых кормов (смешанных и несмешанных), кроме муки и гранул из люцерны, для животных, содержащихся на фермах" (код по ОКВЭД 10.91.1).
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что у Фонда отсутствовали законные основания для изменения вида деятельности при выдаче Обществу уведомления и установления тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в размере 1,10 % к начисленной оплате труда, не соответствующего тому виду деятельности, который страхователь фактически осуществлял, в связи с чем требования Общества правомерно удовлетворены.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А13-6207/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 являются не санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
...
Подобная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2022 г. N Ф07-19093/22 по делу N А13-6207/2022
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19093/2022
06.12.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6842/2022
09.09.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6842/2022
30.06.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6207/2022