07 декабря 2022 г. |
Дело N А52-4799/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа по футболу "Стрела" Воробьевой А.С. (доверенность от 15.11.2021), от общество с ограниченной ответственностью "ПромСтройЭксперт" Малиновского А.Ю. (доверенность от 02.06.2022),
рассмотрев 07.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Псковской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А52-4799/2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа по футболу "Стрела", ОГРН 1026000958092, ИНН 6027022362; адрес: 180025, город Псков, улица Байкова, дом 6, (далее - учреждение, школа, МБУ "СШ "Стрела") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Псковской области, ОГРН 1036000302656, ИНН 6027024031; адрес: 180000, город Псков, улица Гоголя, дом 55/78, (далее - УФК, казначейство) о признании незаконным представления от 23.06.2021 N 57-21-07/1782 по результатам плановой проверки предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в части выводов о неэффективном использовании бюджетных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПромСтройЭксперт", ОГРН 1047823012588, ИНН 7814156916; адрес: 195265, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 111, литер А, помещение 25-Н, офис 634, (далее - ООО "ПромСтройЭксперт", общество), Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации города Пскова, ОГРН 103600302975; ИНН 6027026737; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Карла Маркса, дом 23, (далее - комитет).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.08.2022 указанное решение отменено, оспариваемое представление Управления от 23.06.2021 N 57-21-07/1782 в части вывода о неэффективном использовании бюджетных средств признано незаконным.
В кассационной жалобе УФК, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить.
По мнению подателя жалобы, проведение двух аукционов, по итогам которых победителем стало одно лицо, является нарушением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и подразумевает нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств.
В судебном заседании представители Учреждения и Общества отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенных в своих отзывах.
Казначейство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказа от 22.01.2021 N 13 плановой камеральной проверки деятельности МБУ "СШ "Стрела" по вопросу предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", казначейством составлен акт проверки от 16.04.2021.
В ходе проверки среди прочего казначейство пришло к выводу о нарушении школой положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс), статей 1, 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302), Перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2019 N 1134, пункта 4.3.2 Соглашения о предоставлении из бюджета города Пскова субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 02.06.2020 N 20-2020-04999, заключенного Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации города Пскова и МБУ "СШ "Стрела" на поставку материалов для монтажа спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 18.
По мнению управления, школой допущено неэффективное использование бюджетных средств, повлекшее дополнительные расходы федерального бюджета на 5 399 990 руб. 58 коп. по муниципальному контракту от 07.10.2020 N 0157300025220000234, заключенному МБУ "СШ "Стрела" с ООО "ПромСтройЭксперт" на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона.
УФК отметило, что указанный контракт необоснованно заключен за счет экономии средств, вызванной понижением начальной (максимальной) цены контракта ООО "ПромСтройЭксперт" при проведении аукциона на поставку материалов для монтажа спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", по результатам которого с этим же лицом уже был заключен муниципальный контракт от 30.06.2020 N 0157300025220000096.
По результатам проверки в адрес учреждения казначейством направлено представление от 23.06.2021 N 57-21-07/1782 об устранении, в том числе и указанного выше выявленного нарушения путем возмещения в срок до 01.12.2021 субсидии в размере 5 399 990 руб. 58 коп. главному распорядителю средств - Комитету по спорту Псковской области для последующего возврата в федеральный бюджет и принятию мер по устранению причин и условий нарушения.
Не согласившись с представлением УФК от 23.06.2021 N 57-21-07/1782 в указанной части, МБУ "СШ "Стрела" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции и признал оспариваемое представление УФК в части вывода о неэффективном использовании бюджетных средств незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Применительно к рассматриваемой ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (с изменениями) утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - Государственная программа), предусматривающая предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
В рамках указанной Государственной программы, а также Государственной программы Псковской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 28.12.2013 N 502 (далее - Государственная программа Псковской области), на 2020 год выделено финансирование, в том числе на подготовку основания и монтаж искусственного покрытия для футбольных полей, включая его поставку на стадионе "Локомотив", расположенном по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 18, в размере 45 666,00 тыс. руб., из них 40 000,00 тыс. руб. - средства федерального бюджета и 5 666,00 тыс. руб. - областного бюджета.
Законом Псковской области от 28.12.2019 N 2040-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" муниципальному образованию "Город Псков" предусмотрено выделение субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием на 2020 год в размере 40 405,00 тыс. руб. в первоначальной редакции от 28.12.2019 и 40 404,00 тыс. руб. в редакции от 20.07.2020.
Решением Псковской городской Думы от 25.12.2019 N 966 "О бюджете города Пскова на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" в ведомственной структуре расходов бюджета города Псков на 2020 год" (приложение 11) по Федеральному проекту "Спорт - норма жизни" подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Город Псков" муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта, организация отдыха и оздоровления детей" предусмотрены расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в первоначальной редакции сумме 40 813,1 тыс. рублей, в редакции от 27.02.2020 - 40 812,1 тыс. рублей, в редакции от 27.03.2020 - 40 812,1 тыс. рублей.
В рамках осуществления основного мероприятия Региональный проект "Спорт - норма жизни" подпрограммы 1 "Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании "Город Псков" муниципальной программы от 17.12.2015 N 2696 предусматривается, в том числе, и подготовка основания под монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Я.Фабрициуса, д. 18, а также приобретение и монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками этого стадиона (МБУ "СШ "Стрела").
Комитетом по спорту Псковской области и администрацией города Пскова заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации от 12.03.2020 N 58701000-1-2019-013.
Между Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Пскова и учреждением заключено соглашение от 02.06.2020 N 20-020-04999 о предоставлении в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета города Пскова субсидии.
В связи с этим администрацией города Пскова размещено извещение о проведении электронного аукциона от 06.04.2020 N 0157300025220000096 на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Я. Фабрициуса, д. 18". Начальная (максимальная) цена контракта определена 40 812 161 руб. 05 коп.
По результатам проведенного электронного аукциона (извещение N 0157300025220000096) учреждением с ООО "ПромСтройЭксперт" заключен муниципальный контракт от 30.06.2022 N 0157300025220000096 (далее - контракт N 0157300025220000096) на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 18 (далее - стадион).
Цена контракта составила 32 649 728 руб. 81 коп., то есть по результатам аукциона цена контракта снижена на 8 162 432 руб. 24 коп.
Согласно пункту 1.1 контракта N 0157300025220000096 общество обязуется поставить спортивно-технологическое оборудование для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона в количестве и ассортименте, и по ценам, указанным в спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а также осуществить монтаж оборудования, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.1 этого контракта его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим контрактом, в том числе: в праве увеличить количество товара не более чем на 10%, при этом изменение цены контракта допускается пропорционально дополнительному количеству товара, исходя из указанной в контракте цены единицы товара, но не более чем на 10% цены контракта.
Данные положения также отражены в разделе 10 контракта N 0157300025220000096.
Согласно разделу 7 технического задания к контракту N 0157300025220000096 результат работы должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.).
Вместе с тем из материалов дела усматривается и сторонами не отрицается, что поставщик, приступив к исполнению обязательств по контракту, пришел к выводу о недостаточности для достижения конечного результата количества материалов, рассчитанных в соответствии с техническим заданием.
В ходе исполнения контракта N 0157300025220000096 комиссией в составе председателя Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Пскова А.Н. Гаврилова, директора Учреждения А.А. Аленичева, генерального директора ООО "ПромСтройЭксперт" Д.А. Шатеева, технического директора ООО "ПромСтройЭксперт" Д.Г. Арцыбасова состоялся осмотр состояния футбольного поля стадиона "Локомотив" для оценки состояния футбольного поля на предмет выполнения работ по подготовке основания под монтаж спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона.
Согласно акту комиссионного осмотра состояния футбольного поля стадиона "Локомотив" от 17.07.2020 в ходе обследования установлено, что для обеспечения требуемого качества беговых дорожек и требуемого срока службы дополнительно необходимо приобрести 40 тонн резиновой крошки (фракции 0,8 - 2,5 мм) и 1 250 кг клея двухкомпонентного полиуретанового и 1 530 кг грунта для рулонных покрытий.
В связи с этим общество в своем письме от 21.07.2020 N 56 сообщило заказчику о необходимости наличия указанных материалов в обозначенном размере, изложив соответствующие тому обоснование с учетом положений Требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных приказом Минспорта России от 31.01.2019 N 59, и стандарта РФС "Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием (версия 2.0)". С учетом приведенных в письме расчетов следует, что стоимость материалов и монтажных работ составляет 8 162 432 руб. 24 коп.
Кроме того, в соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации общество 26.09.2020 уведомило заказчика о приостановлении работ по контракту в связи с отсутствием необходимых материалов и оборудования, не входящих в объем поставляемого по контракту товара.
С учетом изложенных выше обстоятельств администрацией города Пскова размещено извещение о проведении электронного аукциона от 11.09.2020 N 0157300025220000234 на поставку материалов для монтажа спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив". Начальная (максимальная) цена контракта установлена в 8 162 417 руб. 74 коп.
По результатам этого аукциона учреждением с ООО "ПромСтройЭксперт", как с победителем аукциона, заключен муниципальный контракт от 07.10.2020 N 0157300025220000234 (далее - контракт N 0157300025220000234) на поставку материалов для монтажа спортивно-технологического оборудования для футбольного поля с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 18.
Цена контракта составила 5 509 631 руб. 89 коп. (по результатам аукциона цена снижена на 2 652 785 руб. 85 коп.).
Согласно спецификации к контракту N 0157300025220000234 общество обязалось поставить амортизирующий наполнитель в количестве 20 тонн на общую сумму 495 618 руб. 20 коп., клей двухкомпонентный в количестве 2 000 кг на общую сумму 603 000 руб., грунтовку эпоксидную в количестве 3 800 кг на общую сумму 3 026 700 руб., а также осуществить монтажные работы на сумму 1 384 313 руб. 69 коп.
Согласно актам приемки выполненных работ, а также актам приемки товара, имеющимися в деле, работы выполнены, товар поставлен, работы и товар приняты заказчиком без возражений по количеству и качеству, что сторонами не оспаривается.
Вместе с тем казначейство в ходе проверки пришло к выводу о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 5 509 631 руб. 89 коп., из них 5 399 990 руб. 58 коп. средства федерального бюджета выплаченные по муниципальному контракту N 0157300025220000234, поскольку, по его мнению, все материалы подлежали поставке, а монтажные работы выполнены в рамках заключенного контракта N 0157300025220000096. В акте проверки от 16.04.2021 N 21-05/15 также отражено, что фактически заключением контракта N 0157300025220000234 произведено увеличение стоимости товаров, работ и услуг по оснащению объекта спортивной инфраструктуры на 5 509 631 руб. 89 коп. Наличие всех необходимых материалов и услуг следовало предусмотреть при заключении контракта N 0157300025220000096, в ходе исполнения которого помимо прочего стороны не воспользовались положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ, позволяющими увеличить стоимость по контракту на 10%.
Отклоняя данные доводы казначейства, апелляционный суд правомерно руководствовался следующим.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что причиной проведения аукциона и заключения дополнительного контракта N 0157300025220000234 послужило неправильно составленное техническое задание к контракту N 0157300025220000096.
При этом сторонами не отрицается тот факт, что без дополнительного количества материала и строительно-монтажных работ надлежащее исполнения контракта N 0157300025220000096 являлось невозможным.
Вопреки доводам жалобы, по результатам проведенного аукциона (извещение о проведении электронного аукциона от 06.04.2020 N 0157300025220000096), по которому начальная (максимальная) цена контракта была определена 40 812 161 руб. 05 коп., контракт заключен с ценой 32 649 728 руб. 81 коп., то есть по результатам аукциона экономия бюджетных средств составила 8 162 432 руб. 24 коп.
По итогам следующего электронного аукциона, которым устанавливалась начальная (максимальная) цена контракта 8 162 417 руб. 74 коп., заключен контракт N 0157300025220000234 по цене 5 509 631 руб. 89 коп., то есть вновь достигнута экономия в размере 2 652 785 руб. 85 коп.
Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств, а также их превышение в ходе проверки казначейством не установлено и из материалов дела не усматривается.
Ссылка казначейства на возможность применения положений подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ рассмотрена апелляционным судом и правомерно им отклонена, поскольку стоимость недостающих материалов, а также строительно-монтажных работ превышала 10% от цены контракта.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя, посчитал, что стороны нарушили конкурентную процедуру, ограничив иных участников, участвовавших в закупке от 30.06.2020, и своими согласованными действиями завысили стоимость поставленного товара.
Вместе с тем, такие выводы суда не основаны на материалах дела и выходят за пределы выводов УФК, изложенных в его акте от 16.04.2021 и представлении от 23.06.2021.
В силу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Поскольку суд не может подменять собой орган, принявший оспариваемый ненормативный правовой акт, оценка на предмет соответствия законодательству представления казначейства в оспариваемой школой части подлежит осуществлению исходя из выводов и обстоятельств, послуживших основанием для принятия УФК в отношении заявителя соответствующего решения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что казначейством не доказан факт неэффективного использования школой полученных бюджетных средств, апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для выдачи МБУ "СШ "Стрела" предписания о возмещении 5 399 990 руб. 58 коп. субсидии.
С учетом изложенного следует признать, что суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А52-4799/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
...
Ссылка казначейства на возможность применения положений подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ рассмотрена апелляционным судом и правомерно им отклонена, поскольку стоимость недостающих материалов, а также строительно-монтажных работ превышала 10% от цены контракта.
...
В силу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2022 г. N Ф07-18844/22 по делу N А52-4799/2021