08 декабря 2022 г. |
Дело N А56-53802/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 05.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2022 по делу N А56-53802/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-М", адрес: 125475, Москва, Клинская ул., д. 12, пом. II (ком. 9-13), ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5.5 и 5.6 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, адрес: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д. 27, ОГРН 1057810017033, ИНН 7811312042 (далее - Управление), от 02.04.2021 N 47-02-19/21.
Решением суда первой инстанции от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2022, заявленные требования удовлетворены частично, предписание признано недействительным в части пункта 5.5, в остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворенных требований, поскольку суды не учли приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - Приказ N 125н), в котором указаны категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а также группы риска, к которым относятся в том числе работники организаций торговли, к которым относится Общество. Дифтерия, корь передаются воздушно-капельным путем, следовательно, не привитые работники Общества в силу своей профессиональной деятельности (постоянный контакт с покупателями) создают угрозу жизни и здоровью покупателей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Общество в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управлением на основании распоряжения от 26.02.2021 N 47-01-02-227/21 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности: Ленинградская обл., г. Бокситогорск, Заводская ул., д. 13/1.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что Обществом, в частности, нарушены требования Приложений N 1 и N 2 к Приказу N 125н, приказа Минздрава России от 16.06.2016 N 370н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - Приказ N 370н) о прохождении работниками профилактической обязательной вакцинации (ревакцинации), в том числе от дифтерии, столбняка, кори, вирусного гепатита В.
Кроме того, Управление посчитало, что программа производственного контроля не соответствует требованиям пункта 4.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 N 36, статьям 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), в том числе не предусмотрен контроль уровня шума в торговых залах торговых объектов, в программе указан перечень официально изданных санитарных правил в соответствии с осуществляемым видом деятельности, который содержит ссылки на документы, утратившие силу; в программе отсутствует указание документов по контролю условий труда, продукции.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 02.04.2021 N 47-01-227/21.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 02.04.2021 N 47-2-19/21 об устранении нарушений в срок до 30.09.2021.
Не согласившись с пунктами 5.5 и 5.6 предписания, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительным пункт 5.5 предписания, в остальной части заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Пунктом 5.5 предписания Обществу предписано организовать прохождение профилактической вакцинации работающим персоналом в соответствии с требованиями Приказа N 370н и Приложениями N 1 и N 2 к Приказу N 125н; данные о профилактических прививках представить в Территориальный отдел Управления в Бокситогорском районе.
Статьей 29 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению профилактических прививок.
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 35 Закона N 52-ФЗ).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
При этом в силу пункта 2 статьи 10 Закона N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона N 157-ФЗ профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Статьей 9 Закона N 157-ФЗ предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита B, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции и гриппа.
Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 18.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, действовал до 01.09.2021).
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок.
Проанализировав данный Перечень, суды двух инстанций установили, что он является исчерпывающим, и предприятия торговли в нем не значатся.
На основе применения законодательства, действовавшего на момент вынесения предписания, суды посчитали, что Общество не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, и не вправе обязывать своих работников делать профилактические прививки по конкретным приведенным Управлением заболеваниям. При этом Управление не оспорило, что обязательные медицинские осмотры у работников были пройдены согласно отметкам в личных медицинских книжках.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в части пункта 5.5 оспоренного предписания, возлагающего на Общество не предусмотренные законом обязанности и нарушающие его права и законные интересы в экономической сфере.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2022 по делу N А56-53802/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.