09 декабря 2022 г. |
Дело N А05-277/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" - Панчишиной Ю.М. (доверенность от 13.09.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А05-277/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - Общество, АО "ЦС "Звездочка") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - Администрация) от 01.12.2021 N 415-па "О внесении изменений в постановление администрации Северодвинска от 29.07.2019 N 282-па".
Решением суда первой инстанции от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2022, заявленные требования удовлетворены; признано незаконным, проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановление от 01.12.2021 N 415-па "О внесении изменений в постановление администрации Северодвинска от 29.07.2019 N 282-па" (далее - Постановление N 415-па), принятое в отношении АО "ЦС "Звездочка". На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе Администрация, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ЦС "Звездочка" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель АО "ЦС "Звездочка", ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить её без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направила, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.02.2018 Общество направило Администрации уведомление N 580-18/107 о выводе с 01.01.2019 из эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в жилом микрорайоне о. Ягры, с указанием перечня объектов.
По результатам рассмотрения этого уведомления Администрацией принято постановление от 29.07.2019 N 282-па "О выкупе объектов водонасбжения и водоотведения, находящихся в собственности АО "ЦС "Звездочка" (далее - Постановление N 282-па), в соответствии с которым принято решение во исполнение части 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ и статьи 14 Закона N 131-ФЗ осуществить выкуп у Общества объектов водоснабжения и водоотведения в объеме, указанном в приложении N 1 постановлению, и утвердить план мероприятий (дорожную карту) по выкупу указанных объектов.
Сделка по отчуждению имущества согласно перечню, утвержденному Постановлением N 282-па, в соответствии с Уставом Общества одобрена его Советом директоров (протокол заседания Совета директоров от 01.07.2021 N 425).
В целях выполнения Постановления N 282-па и решения Совета директоров Общества 09.07.2021 заявителем в адрес администрации направлен подписанный со стороны Общества договор купли-продажи недвижимого имущества N 139/519.
Однако 03.08.2021 Администрация возвратила указанный договор в адрес общества без подписания и без обоснования причин отказа от заключения договора.
Поскольку спорное имущество является непрофильным для заявителя, и не используется им в его основной деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении муниципального образования "Северодвинск" в лице Администрации заключить договор купли-продажи N 139/519 (дело N А05-10041/2021).
В ходе рассмотрения дела N А05-10041/2021 Обществу стало известно, что Администрацией принято Постановление N 415-па, согласно которому Администрация изменила предусмотренный частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ способ исполнения своих обязательств с выкупа объектов на заключение с Обществом договора их аренды.
Считая Постановление N 415-па незаконным Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 4 указанной статьи, орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
Согласно части 5 указанной статьи, орган местного самоуправления вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.
Из данных положений Закона N 416-ФЗ следует, что разрешение вопросов, связанных с выводом объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации, ограничено определенными сроками, установленными законодателем исходя из баланса частных и публичных интересов. При этом из толкования частей 3, 4, 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ в их совокупности следует, что процесс вывода объекта из эксплуатации или заключение договора выкупа (аренды) не должны выходить за рамки трехлетнего срока с момента направления собственником соответствующего уведомления.
Очевидно, что решение орган местного самоуправления, принятое в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта влечет различные правовые последствия для собственника объекта, порождая как определенные ожидания финансового характера, так и определяя перспективы его хозяйственной деятельности на будущее время, то есть непосредственно затрагивают интересы такого лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того в зависимости от принятого органом местного самоуправления решения о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта возникает необходимость в совершении мероприятий по подготовке к заключению соответствующего договора (выкупа или аренды), которые могут существенно отличаться в зависимости от характера сделки.
В связи с этим произвольное изменение органом местного самоуправления своего решения, принятого в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, недопустимо, поскольку это влечет за собой ущемление прав и законных интересов собственника указанного объекта.
В данном случае Постановление N 282-па, предусматривающее выкуп объектов принято спустя 1 год 5 месяцев после уведомления Общества о выводе объектов из эксплуатации, то есть при существенном нарушении шестимесячного срока, определенного частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ; Постановление N 415-па, предусматривающее аренду объектов, принято спустя 3 года 10 месяцев с момента уведомления, то есть уже за пределами трехлетнего срока, отведенного Законом N 416-ФЗ для завершения эксплуатации указанных объектов Обществом, и через 3 месяца после обращения Общества в арбитражный суд с иском о понуждении Администрации к заключению договора выкупа. Одностороннее изменение Администрацией условий прекращения эксплуатации указанных объектов Обществом путем отказа от из выкупа с декларированием намерения принять их в аренду, неминуемо влечет увеличение сроков эксплуатации данных объектов Обществом, что не может не нарушить его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах оспариваемое Постановление N 415-па обоснованно признано судами незаконным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А05-277/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Очевидно, что решение орган местного самоуправления, принятое в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта влечет различные правовые последствия для собственника объекта, порождая как определенные ожидания финансового характера, так и определяя перспективы его хозяйственной деятельности на будущее время, то есть непосредственно затрагивают интересы такого лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того в зависимости от принятого органом местного самоуправления решения о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта возникает необходимость в совершении мероприятий по подготовке к заключению соответствующего договора (выкупа или аренды), которые могут существенно отличаться в зависимости от характера сделки.
В связи с этим произвольное изменение органом местного самоуправления своего решения, принятого в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, недопустимо, поскольку это влечет за собой ущемление прав и законных интересов собственника указанного объекта.
В данном случае Постановление N 282-па, предусматривающее выкуп объектов принято спустя 1 год 5 месяцев после уведомления Общества о выводе объектов из эксплуатации, то есть при существенном нарушении шестимесячного срока, определенного частью 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ; Постановление N 415-па, предусматривающее аренду объектов, принято спустя 3 года 10 месяцев с момента уведомления, то есть уже за пределами трехлетнего срока, отведенного Законом N 416-ФЗ для завершения эксплуатации указанных объектов Обществом, и через 3 месяца после обращения Общества в арбитражный суд с иском о понуждении Администрации к заключению договора выкупа. Одностороннее изменение Администрацией условий прекращения эксплуатации указанных объектов Обществом путем отказа от из выкупа с декларированием намерения принять их в аренду, неминуемо влечет увеличение сроков эксплуатации данных объектов Обществом, что не может не нарушить его права и законные интересы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2022 г. N Ф07-17871/22 по делу N А05-277/2022