12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-13139/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Токарева А.Н. (доверенность от 10.01.2022 N 4901/86),
рассмотрев 12.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А56-13139/2022,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области", адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 39, лит. А, ОГРН 1034700570695, ИНН 4703068472 (далее - Учреждение), о взыскании 136 000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, за май, июнь 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 иск удовлетворен.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, установив нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, являющееся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), безусловным основанием для отмены решения от 12.04.2022, и руководствуясь частью 6.1 статьи 268 АПК РФ, определением от 07.07.2022 перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022, решение суда от 12.04.2022 отменено, иск удовлетворен в части взыскания с Учреждения в пользу Отделения 30 000 руб. финансовых санкций с учетом наличия смягчающих обстоятельств. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит обжалуемое постановление отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.
Податель жалобы полагает, что Отделением пропущен срок на взыскание спорного штрафа в судебном порядке, исчисляемый с момента обнаружения совершенных Учреждением правонарушений, а именно с момента непредставления сведений 15.12.2020, 15.06.2021, 15.07.2021, в то время как Отделение обратилось в суд 09.02.2022. Кроме того, заявитель указывает, что в рассматриваемом случае имеются обстоятельства, смягчающие ответственность Учреждения: признание факта правонарушения и вины в его совершении, отсутствие негативных последствий для бюджета, отсутствие умысла в совершении правонарушения, а заявленная ко взысканию санкция в размере 136 000 руб. явно несоразмерна допущенному нарушению (на значительность размера штрафа повлияло большое количество работников, а не тяжесть совершенного проступка).
В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит оставить ее без удовлетворения, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Отделения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Учреждение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Отделением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Учреждением сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки Отделением установлено, что Учреждение несвоевременно представило необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 176 застрахованных лиц, по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, май, июнь 2021 года в отношении 96 застрахованных лиц. Вместо установленных сроков - 01.03.2021, 15.12.2020, 15.06.2021, 15.07.2021, необходимые сведения представлены страхователем - 30.08.2021 (СЗВ-стаж за 2020), 16.12.2020 (СЗВ-М за ноябрь 2020), 31.08.2021 (СЗВ-М за май 2021), 16.07.2021 (СЗВ-М за июнь 2021), в связи с чем органом контроля составлены акты от 22.10.2021 N 202S18210057086, от 09.11.2021 N 202S18210060266, от 24.12.2020 N 202S18200096229, от 28.10.2021 N 202S18210058934, от 22.10.2021 N 202S18210057077, от 22.10.2021 N 202S18210057086.
По результатам рассмотрения материалов проверки Отделением вынесены решения N 202S19210064688, 202S19210068102, 202S19210010245, 202S19210066897, 202S19210051869, 202S19210064566 о привлечении Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 136 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений в отношении 272 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, за май, июнь 2021 года.
На основании указанных решений Отделением выставлены требования об уплате штрафа от 23.12.2021 N 202S01210075161, от 13.12.2021 N 202S0121072464, от 12.03.2021 N 202S01210016917, от 21.12.2021 N 202S01210074513, от 13.12.2021N 202S01210072462, от 19.10.2021 N 202S01210061559.
Поскольку указанные требования Учреждением в установленный в них срок исполнены не были, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции по безусловным основаниям и установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, требования удовлетворил частично, снизив размер взыскиваемой финансовой санкции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме СВЗ-М, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как предусмотрено частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом апелляционной инстанции установлено и Учреждением не опровергается, что сведения в отношении 272 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, по форме СЗВ-М за ноябрь 2020, за май, июнь 2021 - представлены соответственно 30.08.2021, 16.12.2020, 31.08.2021, 16.07.2021, то есть с нарушением установленного законом срока.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Довод Учреждения о пропуске Отделением срока на обращение в суд был предметом исследования апелляционного суда и обоснованно отклонен, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой данной статьи (часть 18).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (часть 19).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20).
В силу части 22 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В рассматриваемом случае указанный срок Отделением не пропущен.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб. по требованию об уплате финансовых санкций от 19.10.2021 N 202S01210061559, с установленным сроком оплаты до 09.11.2021.
При этом, трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций от 12.03.2021 N 202S01210016917, с установленным сроком оплаты до 06.04.2021, не истек.
Учитывая, что Отделение в силу части 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ должно было обратиться в суд за взысканием финансовых санкций в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования N 202S01210061559, то есть начиная с 09.11.2021, то пресекательный срок предъявления настоящего заявления - 09.05.2022.
Обратившись в суд с таким заявлением 08.02.2022, Отделение указанный срок не нарушило, на что обоснованно указал суд в принятом по делу судебном акте.
Кроме того, суд апелляционной инстанции заявление ответчика о снижения размера финансовых санкций рассмотрел и, учитывая признание Учреждением факта правонарушения и вины в его совершении, отсутствие негативных последствий для бюджета, отсутствие умысла в совершении правонарушения, несоразмерность заявленной ко взысканию санкции допущенному нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах, применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, посчитал возможным применить правовую позицию, приведенную в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, в связи с чем снизил размер примененной в отношении Учреждения санкции до 30 000 руб.
Довод Учреждения об определении иного размера финансовой санкции не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку направлен на иную оценку фактических обстоятельств, произведенную судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы Учреждения не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом, имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления от 15.08.2022 и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А56-13139/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обратившись в суд с таким заявлением 08.02.2022, Отделение указанный срок не нарушило, на что обоснованно указал суд в принятом по делу судебном акте.
Кроме того, суд апелляционной инстанции заявление ответчика о снижения размера финансовых санкций рассмотрел и, учитывая признание Учреждением факта правонарушения и вины в его совершении, отсутствие негативных последствий для бюджета, отсутствие умысла в совершении правонарушения, несоразмерность заявленной ко взысканию санкции допущенному нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах, применительно к обстоятельствам, связанным с совершением правонарушения, его характером и последствиями, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, посчитал возможным применить правовую позицию, приведенную в пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, в связи с чем снизил размер примененной в отношении Учреждения санкции до 30 000 руб.
...
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления от 15.08.2022 и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2022 г. N Ф07-17012/22 по делу N А56-13139/2022