13 декабря 2022 г. |
Дело N А05-1735/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Куприяновой Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гладышевой Д.А. (доверенность от 07.12.2020),
рассмотрев 13.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Порохина Олега Борисовича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А05-1735/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Порохин Олег Борисович, ОГРНИП 307290735400015, ИНН 290702235856, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2/1, строение 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 06.12.2021 N 4-56 на подачу и уборку вагонов на станции Вельск Северной железной дороги (далее - Договор), в части редакции параграфов 2 и 4, абзаца первого пункта 9.4.1 и абзаца первого пункта 9.4.2 Договора.
Решением от 25.06.2022 суд урегулировал разногласия сторон, изложив спорные положения Договора в редакции ОАО "РЖД".
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, иск удовлетворить, приняв предложенную Порохиным О.Б. редакцию спорных пунктов Договора.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно включили в расчет протяженности пути для подачи и уборки вагонов длину места погрузки/ выгрузки (эстакады), а также при расчете протяженности железнодорожного пути необщего пользования, за который предприниматель должен вносить ежесуточную плату, не учли, что часть этого пути используется совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Управление оптовой торговли" (далее - ООО "Управление оптовой торговли").
В отзыве ОАО "РЖД" возражало против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании ОАО "РЖД" поддержало доводы отзыва.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "РЖД" (перевозчик), являясь собственником железнодорожных путей необщего пользования N 21 протяженностью 0,9758 км и N 22 протяженностью 0,2394 км, расположенных по адресу: Архангельская область, город Вельск, станция Вельск (свидетельства о государственной регистрации права от 16.03.2010 29-АК N 444340 и 29-АК N 444344), незадолго до окончания срока действия договора на подачу и уборку вагонов, ранее заключенного с предпринимателем (контрагентом), направило последнему проект Договора.
В Договоре регламентирован порядок подачи, расстановки на месте погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 76 к пути необщего пользования ООО "Управление оптовой торговли" по станции Вельск Северной железной дороги", локомотивом перевозчика.
Параграфом 1 Договора определено, что границей железнодорожного пути необщего пользования является предельный столбик стрелки N 76, напротив которого установлен сигнальный знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования".
В предложенном ОАО "РЖД проекте Договора указаны следующие данные: развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 185,41 м; железнодорожный путь необщего пользования принадлежит перевозчику (параграф 2); расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика принимается 1,142 км в оба конца; протяженность участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого для подачи и уборки вагонов контрагенту, составляет 0,533 км (параграф 4); контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов за расстояние 1,142 км в оба конца по ставкам таблицы 8 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов, действующих на момент оказания услуг, коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства N 3, по 4-й группе (абзац первый пункта 9.4.1); контрагент уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, за долевую длину 0,533 км. Плата определяется с учетом ставки безлимитного тарифного плана "Базовый" 3375,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС (абзац первый пункта 9.4.2).
Предприниматель подписал Договор с протоколом разногласий от 28.12.2021, в котором изложил собственную редакцию параграфов 2 и 4, абзаца первого пункта 9.4.1 и абзаца первого пункта 9.4.2 Договора, направил протокол разногласий в адрес ОАО "РЖД".
Предпринимателем предложена следующая редакция спорных пунктов договора: развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 171,5 м; железнодорожный путь необщего пользования принадлежит перевозчику (параграф 2); расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика принимается 887 м в оба конца; протяженность участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику и используемого для подачи и уборки вагонов контрагенту, составляет 250,7 м, (параграф 4); контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов за расстояние 887 м в оба конца по ставкам таблицы 8 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов, действующих на момент оказания услуг, коэффициента доплат, определяемого по таблице 13 Тарифного руководства N 3, по 4-й группе (абзац первый пункта 9.4.1); контрагент уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, за долевую длину 250,7 км. Плата определяется с учетом ставки безлимитного тарифного плана "Базовый" 3375,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС (абзац первый пункта 9.4.2).
ОАО "РЖД" с редакцией спорных положений Договора, предложенной Порохиным О.Б., не согласилось, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленного требования предприниматель сослался на акт от 03.12.2021 совместных замеров расстояний пути необщего пользования, примыкающего к станции Вельск, в котором отражено следующее: расстояние от острия остряка стрелки N 82 до острия остряка стрелки N 76 - 340 м; расстояние от острия остряка стрелки N 76 до перевода стрелки N 76 - 45,6 м; расстояние от перевода стрелки N 76 до начала погрузочной эстакады - 57,9 м; расстояние от начала эстакады до торцевой погрузочной эстакады - 113,6 м.
Возражая против урегулирования разногласий исходя из позиции предпринимателя, ОАО "РЖД" сослалось на акт обследования железнодорожного пути необщего пользования от 02.10.2021, согласно которому развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования от знака "Граница железнодорожного пути необщего пользования", в т.ч. принадлежащая владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта, составляет 185,41 м (пункт 5), расстояние для взыскания сбора за подачу и уборку вагонов в оба конца, в т.ч. принадлежащее владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта, составляет 1,160 км (пункт 8), а также на инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования N 22 (далее - Инструкция) и схему пути необщего пользования N 22.
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 56 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочноразгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.
В абзаце третьем пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. В инструкции указываются характеристики путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.7.3 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (далее - Тарифное руководство N 3), расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции, ведомости железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.
Из пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 следует, что расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. Расстояние подачи и уборки вагонов на выставочные пути организаций, включая длину этих путей, определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки железнодорожной станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, применив в том числе приведенные нормы права и разъяснения высшей судебной инстанции, установили, что сторонами 09.07.2020 утверждена и используется в работе Инструкция, а указанные ОАО "РЖД" в проекте Договора параметры соответствуют данным, приведенным в Инструкции, при этом Инструкция сторонами не пересматривалась, Порохиным О.Б. не оспаривалась и в установленном порядке не признавалась недействующей, поэтому ОАО "РЖД" правильно указало в параграфе 2 Договора, что развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования равна 185,41 м.
При установлении правомерности указания ОАО "РЖД" расстояния подачи и уборки вагонов, определенного в параграфе 4 Договора (1,142 км в оба конца), суды руководствовались сведениями, указанными в акте совместных замеров от 03.12.2021, поэтому пришли к выводу об обоснованности редакции ОАО "РЖД" соответствующего условия в проекте Договора.
При этом суды отклонили довод предпринимателя о неверном расчете перевозчиком ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования (без учета совместного с ООО "Управление оптовой торговли" использования части этого пути), указав, что расчет сделан с учетом равного 0,86 коэффициента использования этого участка Порохиным О.Б.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, не нашел оснований для отмены судебных актов.
Доводы о неправомерном расчете длины железнодорожного пути необщего пользования и расстояния подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку источником сведений являлась соответственно Инструкция, как это предусмотрено пунктом 1.7 Правил N 26, и акт фактических замеров, что соответствует положениям пункта 2.7.3 Тарифного руководства N 3. При этом, как правильно отметили суды двух инстанций, Инструкция сторонами не пересматривалась и не признавалась недействующей.
Вопреки позиции подателя жалобы, суды рассмотрели соответствующий довод предпринимателя о совместном использовании им части пути необщего пользования с другим грузоотправителем/ грузополучателем и признали, что ОАО "РЖД" данное обстоятельство учло.
Так, на дату направления проекта Договора действовал временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р (с 01.01.2021 он утратил силу в связи с изданием распоряжения ОАО "РЖД" от 02.02.2021 N195/р).
Согласно пункту 5 этого порядка определение ежесуточной платы в долевом соотношении применяется в случае, если железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" (или его часть), используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов; при наличии таких обстоятельств плата для каждого такого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования определяется в доле.
Как установлено судами, перевозчик учел, что часть пути используется совместно, коэффициент использования этой части пути предпринимателем составляет 0,86 (с учетом среднесуточной вагонно-километровой работы пользователей) и правомерно отметили, что Порохин О.Б. не опроверг правильность применения указанного коэффициента.
Несогласие подателя жалобы с основанными на правильном применении норм материального права судебными актами не является основанием для их отмены.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А05-1735/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Порохина Олега Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.