14 декабря 2022 г. |
Дело N А05-1965/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 14.12.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу N А05-1965/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго", адрес: 117292, Москва, пр. Нахимовский, д. 52/27, эт. 1, каб. Б, оф. 27, ОГРН 1147746189843, ИНН 7703806647 (далее - АО "ГТ Энерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673 (далее - Роспотребнадзор, Управление), от 10.02.2022 N 09/07/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 50 000 руб. штрафа.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с ненадлежащей оценкой судами того обстоятельства, что Общество привлечено к административной ответственности тремя постановлениями за одно и тоже деяние: нарушение определения размера платы за отопление в сентябре 2020 и мае 2021 года в разных, обслуживаемых управляющей компанией, многоквартирных домах, что образует единый состав правонарушения. Кроме того, Общество полагает возможным в данном конкретном случае признать совершенное правонарушение малозначительным и отменить оспариваемое постановление, поясняет, что во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - ГЖИ, Инспекция) от 19.08.2021 N 0909/365 Обществом направлено письмо в адрес акционерного общества "Центр расчетов" с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению вышеуказанных квартир.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГЖИ на основании распоряжения от 18.08.2021 N 09-01/1062 в период с 18.08.2021 по 19.08.2021 по жалобе граждан проведена внеплановая документарная проверка соблюдения АО "ГТ Энерго" порядка определения платы за коммунальную услугу (отопление) за период с сентября 2020 года по май 2021 года.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах (МКД), расположенных в городе Вельске по следующим адресам: ул. Пушкина, д. 6а, кв. 5; пер. Попова, д. 9, кв. 2; ул. 50 лет Октября, д. 87, кв. 2 и д. 85, кв. 1; ул. Геологов, д.21, кв. 1; а также в МКД, расположенном по адресу: Вельский район, дер. Горка Муравьевская, ул. Школьная, д. 8, кв. 8.
В ходе названной проверки Инспекций установлено, что вышепоименованные МКД не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и расчет платы за отопление управляющая компания производит исходя из установленных нормативов потребления коммунальной услуги (при продолжительности отопительного периода, принятой при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для Вельского района Архангельской области, - 8 месяцев).
Однако, при начисление платы за отопление потребителям, проживающим в названных МКД, расчет произведен исходя из фактической продолжительности отопительного периода - за полные 9 месяцев (начиная с сентября по май включительно), что является нарушением порядка определения размера платы за отопление, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения жилищного законодательства от 19.08.2021 N 09-08/987.
В связи с выявленными нарушениями Инспекция выдала Обществу предписание от 19.08.2021 N 09-09/365, согласно которому надлежало в срок до 15.01.2022 произвести перерасчет платы за отопление потребителям, проживающим в МКД по вышеуказанным адресам, за май 2021 года в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебными актами по делу N А05-10708/2021, в удовлетворении требований Общества о признании недействительным предписания Инспекции от 19.08.2021 N 09-09/365, отказано.
Для разрешения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, материалы проверки Инспекция направила в Управление Роспотребнадзора.
Придя к выводу о том, что управляющей компанией нарушен порядок расчета платы за отопление в сентябре 2020 и мае 2021 года в разных, обслуживаемых управляющей компанией МКД, 02.12.2021 должностным лицом Роспотребнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 200/04, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 10.02.2022 N 09/07/2022 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением 50 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ (об установлении ответственности за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования), статьей 155, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3, пунктом 42 (1), пунктом 18 приложения 1 Правил N 354 (с формулами 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения 2 к названным Правилам), с учетом постановлений администрации Вельского муниципального района Архангельской области от 10.09.2020 N 819 и от 11.05.2021 N 456 (определивших начало и конец отопительного периода на территории сельского поселения "Муравьевское" - с 15 сентября 2020 года по 15 мая 2021 года), постановления администрации N 76-пн (установившего продолжительность отопительного периода - 8 календарных месяцев), при неотрицании того, что АО "ГТ Энерго" произвело начисление платы за отопление с сентября 2020 года за полный месяц и по май включительно (т.е за полных 9 месяцев), а равно результатов рассмотрения дела N А05-10708/2021, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением заявителю с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ Управление назначило административное наказание в виде 50 000 руб. штрафа (в размере половины минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса).
Возможность признания правонарушения малозначительным, обоснованно исключена судами ввиду неуказания Обществом каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. Факт того, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении Общество выполнило предписание ГЖИ от 19.08.2021 N 09-09/365 не является самостоятельным основанием для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Суд округа удостоверился в том, что установление в действиях Общества состава правонарушения (части 2 статьи 14.6 КоАП РФ) произведено судами с должной объективностью и полнотой; оснований для переоценки выводов судов не имеется.
Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
Доводы подателя жалобы о том, что нарушения установленного порядка ценообразования, выявленные в разных многоквартирных домах (19.08.2021- в городе Вельске по адресам: ул. Пушкина, д. 6а, кв. 5; пер. Попова, д. 9, кв. 2; ул. 50 лет Октября, д. 87, кв. 2 и д. 85, кв. 1; ул. Геологов, д.21, кв. 1; а также по адресу: Вельский район, дер. Горка Муравьевская, ул. Школьная, д. 8, кв. 8; 27.08.2021 -в кв.N 1 дома N 15 по ул. Школьной в д. Горка Муравьевская Вельского района Архангельской области, а 19.10.2021 - в доме 2Б по ул. Революционной в г. Вельске) следует рассматривать как одно правонарушение, судом округа не принимаются в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судом округа установлено, что нарушения в области ценообразования допущены Обществом в отношении начисления платы за отопление потребителям, проживающим в разных многоквартирных домах и выявлены Инспекцией при проведении разных проверок (19.08.21, 27.08.2021 и 19.10.2021). Поводами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий послужили многочисленные жалобы граждан, проживающих в многоквартирных домах. По фактам нарушения Роспотребнадзором составлены разные протоколы.
Следовательно, правовые основания полагать, что рассматриваемым постановлением Обществом повторно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения у суда отсутствуют.
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ), а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по делу N А05-1965/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерное общество "ГТ Энерго" - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.