14 декабря 2022 г. |
Дело N А66-10826/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 07.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ржева на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А66-10826/2019,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "8 Марта 28", адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, ул. 8 Марта, д. 28, кв. 64, ОГРН 1146914000078, ИНН 6914017287 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ржева Тверской области, адрес: 172381, г. Ржев, Партизанская ул., д. 33, ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555 (далее - Администрация), от 09.04.2019 N 285 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ржева Тверской области от 14.05.2014 N 646" в части включения дома N 28 по ул. 8 Марта в г. Ржеве в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 28, ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521 (далее - Фонд), Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция, ГЖИ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021, в удовлетворении заявления Товариществу отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.07.2021 решение суда первой инстанции от 23.07.2020 и постановление апелляционного суда от 04.03.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022, оспариваемое постановление Администрации признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение от 15.03.2022 и постановление от 12.07.2022 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Администрация указывает, что в силу части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) она обязана была на основании соответствующего уведомления ГЖИ принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора; при этом у Администрации отсутствуют полномочия по проверке представленных Инспекцией сведений.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.02.2014 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ржев, ул. 8 Марта, д. 28 (далее - МКД), находящемся в управлении Товарищества, выбран способ формирования фонда капитального ремонта - путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет.
В связи с этим 15.04.2014 между открытым акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - Банк) и Товариществом заключен договор N 1913/14/0344 специального банковского счета N 40703810619130000064.
Письмом от 02.08.2018 N 8474-04 Инспекция уведомила Товарищество о том, что на его специальном счете в Банке выявлена задолженность по фактическому поступлению взносов на формирование фонда капитального ремонта от собственников помещений МКД в размере, превышающем 50 % от начисленных, а также о том, что если в срок до 01.02.2019 нарушение не будет устранено с предоставлением подтверждающих документов, то по уведомлению Инспекции орган местного самоуправления примет решение о формировании фонда капитального ремонта указанного МКД на счете регионального оператора.
Ввиду непоступления документов, подтверждающих погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, ГЖИ на основании части 10 статьи 173 ЖК РФ направила в адрес Администрации письмо от 14.03.2019 N 2397-04 о необходимости включения МКД в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (т.д. 2, л. 42, 43).
На основании поступившего от Инспекции уведомления Администрация постановлением от 09.04.2019 N 285 внесла изменения в постановление от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора", в соответствии с которым МКД включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Не согласившись с указанным постановлением, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды признали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 171 ЖК РФ).
Как предусмотрено частью 3 статьи 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 данного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50 % от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 данной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если в течение пяти месяцев со дня получения владельцем специального счета уведомления о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме не погасили такую задолженность и не известили об этом орган государственного жилищного надзора, последний доводит эту информацию до сведения органа местного самоуправления, который в свою очередь принимает решение о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
Судами двух инстанций установлено, что собственники помещений в МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, и реализовали его.
Из буквального содержания части 8 статьи 173 ЖК РФ следует, что основанием для совершения органом государственного жилищного надзора действий, указанных в данной норме, являются сведения, полученные в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
В данном случае такими сведениями, актуальными по состоянию на 31.07.2018, ГЖИ не располагала. Внесение в "Реестр специальных счетов" сведений по сумме начисленных взносов на капитальный ремонт и задолженности по их уплате в отношении МКД произведено ГЖИ самостоятельно, исходя из отсутствия сведений о пополнении Товариществом специального счета.
В опровержение данных доводов Товарищество представило в материалы дела расчет соотношения поступлений и начислений сумм взносов на капитальный ремонт, а также выписки из лицевого счета и платежные поручения.
По расчету Товарищества по состоянию на 28.02.2019 сумма начисленных взносов на капитальный ремонт должна была составить 1 684 008,48 руб.
ГЖИ в своих расчетах использует аналогичные исходные величины, что и заявитель, однако, как установили суды, итоговые результаты Инспекцией произведены ошибочно.
Судом установлено, что при соотнесении размера начисленных и собранных взносов сумма задолженности составила 35,28% (1 684 008,48 руб. - 1 089 912,36 руб. = 594 096,12 руб.).
Таким образом, поскольку на момент принятия постановления Администрации (по состоянию на 28.02.2019), размер задолженности составлял менее чем 50 % (35,28%) от размера начисленных взносов, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для принятия оспариваемого постановления и изменения в отношении МКД способа формирования фонда капитального ремонта (формирование на счете регионального оператора).
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно признали незаконным и отменили постановление Администрации от 09.04.2019 N 285.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по делу N А66-10826/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Ржева - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 данной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2022 г. N Ф07-16822/22 по делу N А66-10826/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11367/2022
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16822/2022
12.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3649/2022
15.03.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7455/2021
04.03.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7864/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19