14 декабря 2022 г. |
Дело N А21-2272/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 12.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиа Коммуникации" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А21-2272/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медиа Коммуникации", адрес: 610020, г. Киров, ул. Володарского, д. 86 А, кв. 15, ОГРН 1026605392098, ИНН 6672138226 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 22.12.2021 N 039/05/15-1327/2021 и предписания от 22.12.2021 N 102-р/2021.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Кстенина Вера Владимировна.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, требования части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) Обществом не нарушены, поскольку рекламораспространителем является предприниматель Кстенина В.В.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поступившего в антимонопольный орган 02.09.2021 обращения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области с материалами систематического наблюдения в отношении Общества по поводу распространения в период 09.08.2021 по 27.08.2021 в эфирном вещании на частоте 105,9 МГц двух радиоканалов "Дорожное радио" и "Радио Салют", рекламных сообщений продолжительностью, превышающей двадцать процентов времени вещания в течение суток, Управление определением от 02.11.2021 возбудило в отношении Общество дело N 039/05/15-1327/2021 по признакам нарушения части 2 статьи 15 Закона N 38-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела Управление приняло решение от 22.12.2021, которым признало Общество нарушившим требованиям части 2 статьи 15 Закона N 38-ФЗ. Управление констатировало превышение трансляций рекламы двадцать процентов эфирного времени в течение суток.
Обществу выдано предписание от 22.12.2021 о прекращении выявленных нарушений в срок до 01.03.2022 и сообщении об исполнении предписания в Управление.
Посчитав указанные решение и предписание не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования, так как пришли к выводу о соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа положениям действующего законодательства.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В пункте 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ дано понятие рекламы: это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом товар определен как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (части 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе).
Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Как следует из материалов дела, информация, распространявшаяся с 09.08.2021 по 15.08.2021 в эфире радиоканала "Радио Салют", транслируемого на территории Калининграда, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона N 38-ФЗ в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
В силу статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" предусмотрена возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.
Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).
При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 38-ФЗ рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу части 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9 - 10.3, 12 статьи 5, статьями 7 - 9, частями 3.13, 3.14, 3.19 статьи 10, статьями 12, 14 - 18, частью 16 статьи 18.1, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 данного Закона.
В случае превышения установленного объема рекламы в радиопрограмме ответственность, установленную статьей 15 Закона N 38-ФЗ, в силу части 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ несет рекламораспространитель.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является лицензиатом-вещателем на основании выданной Роскомнадзором лицензии на осуществление радиовещания от 30.01.2013 серии РВ N 22799; осуществляет эфирное вещание на частоте 105,9 МГц в Калининграде двух радиоканалов - "Дорожное радио" (свидетельство о регистрации СМИ от 28.08.2020 серия ЭЛ N ФС 77 - 79056) и "Радио Салют" (свидетельство о регистрации СМИ от 18.05.2015 серия ЭЛ N ФС 77 - 61841); объем вещания в неделю должен составлять 168 часов, а вещание "Радио Салют" должно составлять 34 часа в неделю.
Материалами дела подтвержден и сторонами по существу не оспорен тот факт, что продолжительность рекламы в период с 09.08.2021 (с 00:00:00) по 15.08.2021 (24:00:00) в эфире радиоканала "Радио Салют", не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера, превышает двадцать процентов эфирного времени.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, выявленное нарушение положений части 2 статьи 15 Закона N 38-ФЗ непосредственно связано с соблюдением требований к продолжительности рекламы в радиоэфире, что взаимосвязано с лицензионными требованиями и распространением рекламы, поэтому рекламораспространителем и, следовательно, лицом отвечающим за соответствие рекламы требованиям закона, признано Общество.
Приведенные Обществом возражения о том, что рекламораспространителем является предприниматель Кстенина В.В в силу заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Медиакоммуникации" (учредителем) и предпринимателем (редакцией СМИ) договора от 01.06.2021, обоснованно не приняты во внимание судами исходя из содержания представленного договора.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в признании недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А21-2272/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиа Коммуникации" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медиа Коммуникации", адрес: 610020, г. Киров, ул. Володарского, д. 86 А, кв. 15, ОГРН 1026605392098, ИНН 6672138226, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.09.2022 N 99.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9 - 10.3, 12 статьи 5, статьями 7 - 9, частями 3.13, 3.14, 3.19 статьи 10, статьями 12, 14 - 18, частью 16 статьи 18.1, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24, статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 данного Закона.
В случае превышения установленного объема рекламы в радиопрограмме ответственность, установленную статьей 15 Закона N 38-ФЗ, в силу части 7 статьи 38 Закона N 38-ФЗ несет рекламораспространитель.
...
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, выявленное нарушение положений части 2 статьи 15 Закона N 38-ФЗ непосредственно связано с соблюдением требований к продолжительности рекламы в радиоэфире, что взаимосвязано с лицензионными требованиями и распространением рекламы, поэтому рекламораспространителем и, следовательно, лицом отвечающим за соответствие рекламы требованиям закона, признано Общество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2022 г. N Ф07-18773/22 по делу N А21-2272/2022