13 декабря 2022 г. |
Дело N А56-88239/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мирошниченко В.В., судей Бычковой Е.Н., Яковлева А.Э.,
при участии от Сутырина Ю.А. представителя Губина И.С. (доверенность от 15.07.2021),
рассмотрев 06.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сутырина Юрия Алексеевича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А56-88239/2019/сд.23,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Прокси Центр", адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 22, ОГРН 1107847095014, ИНН 7841423222 (далее - Общество), конкурсный управляющий Давыдов Александр Игоревич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просил признать недействительной сделкой договор от 17.01.2017 N 1/17 купли-продажи транспортного средства, заключенный между Обществом и Сутыриным Юрием Алексеевичем (г. Гатчина).
Определением от 19.07.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Сутырин Ю.А. просит определение от 19.07.2022 и постановление от 03.10.2022 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, на дату заключения оспариваемого договора у Общества отсутствовали признаки неплатежеспособности, просроченных неисполненных обязательств не имелось, и, следовательно, вред кредиторам оспариваемой сделкой причинён не был.
Сутырин Ю.А. ссылается на то, что оплата по договору произведена им в полном объеме, а также свою добросовестность.
В судебном заседании представитель Сутырина Ю.А. поддержал доводы жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, 17.01.2017 между Обществом (далее - продавец) и Сутыриным Ю.А. (далее - покупатель) был заключен договор купли-продажи N 1/17, по условиям которого продавец продает, а покупатель приобретает и оплачивает автомобиль SUBARU FORESTER, 2008 года выпуска, VIN JF1SH5LS59G048695.
Стоимость автомобиля установлена договором в размере 400 000 руб.
Впоследствии, 15.04.2022, Сутырин Ю.А. продал спорный автомобиль Щеглову Виталию Сергеевичу по цене 430 000 руб.
Определением от 05.08.2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества.
Решением от 08.12.2020 в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Давыдов А.И..
Ссылаясь на то, что договор от 17.01.2017 заключен аффилированными лицами лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия; доказательства перечисления денежных средств Сутыриным Ю.А. в пользу должника отсутствуют, конкурсный управляющий Обществом обратился в суд с заявлением о признании названного договора недействительной сделкой на основании пункта 2 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и статей 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления и в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов и если другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки (подозрительная сделка).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 63), для признания сделки недействительной по данному основанию необходимо, чтобы оспаривающее сделку лицо доказало наличие совокупности всех следующих обстоятельств:
а) сделка была совершена с целью причинить вред имущественным правам кредиторов;
б) в результате совершения сделки был причинен вред имущественным правам кредиторов;
в) другая сторона сделки знала или должна была знать об указанной цели должника к моменту совершения сделки.
Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица.
Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что конкурсным управляющим не доказано наличие у Общества неисполненных обязательств на дату заключения оспариваемого договора, а также иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В связи с названным суды не нашли оснований для признания договора недействительной сделкой по пункту 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве.
Вместе с тем суд пришли к выводу, что оспариваемый договор является мнимой сделкой, и его заключение привело к уменьшению собственных активов должника и имело целью вывод транспортного средства из владения должника.
Также согласно выводам суда первой инстанции спорный договор заключен при злоупотреблении правом и подлежит признанию недействительной сделкой на основании статей 10 и 168 ГК РФ. При этом злоупотребление правом со стороны должника выражается в том, что он намеренно, фактически без соразмерного встречного предоставления, произвел отчуждение в пользу третьего лица ликвидного имущества, за счет которого могли быть удовлетворены требования кредиторов, а со стороны покупателя злоупотребление правом состоит в том, что он приобрел имущество безвозмездно.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого договора купли-продажи мнимой сделкой совершенной при злоупотреблении правом послужила недоказанность наличия встречного предоставления.
Из содержания пункта 1 статьи 10 ГК РФ следует, что под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам.
При этом для признания факта злоупотребления правом при заключении сделки должно быть установлено наличие умысла у обоих участников сделки (их сознательное, целенаправленное поведение) на причинение вреда иным лицам.
Суды, при рассмотрении спора, пришли к выводу о недоказанности наличия у должника кредиторов на момент заключения оспариваемого договора; аффилированность Сутырина Ю.А. с должником судами не установлена.
Сама по себе недоказанность оплаты по договору в отсутствие иных обстоятельств, не свидетельствует ни о его мнимости, ни о злоупотреблении правом со стороны покупателя.
Более того, судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4 Постановления N 63 и в пункте 10 постановления от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснил, что наличие в законодательстве о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статьи 10 и 168 ГК РФ).
Однако в упомянутых разъяснениях речь идет о сделках с пороками, выходящими за пределы дефектов сделок с предпочтением или подозрительных сделок.
Иной подход приводит к тому, что содержание пунктов 1 и 2 статьи 61.2, пункта 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве теряет смысл, так как полностью поглощается содержанием норм о злоупотреблении правом и позволяет лицу, оспорившему подозрительную сделку, обходить правила о необходимости доказывания наличия всей совокупности обстоятельств, подлежащих установлению для признания сделки недействительной по статьям 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве.
В данном случае приведенные конкурсным управляющим в обоснование заявленных требований обстоятельства не выходят за пределы диспозиции пункта 2 статьи 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", недоказанность со стороны покупателя равноценного встречного предоставления укладывается в состав недействительности подозрительной сделки и не свидетельствует о наличии пороков, выходящих за пределы дефектов сделки, совершенной в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов.
Таким образом у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого договора недействительной сделкой по общегражданским основаниям (статье 10 ГК РФ).
С учетом изложенного определение от 19.07.2022 и постановление от 03.10.2022 подлежат отмене.
Поскольку с учетом фактических обстоятельств спора установление дополнительных обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А56-88239/2019 отменить.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Прокси Центр" Давыдова Александра Игоревича отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Прокси Центр" в пользу Сутырина Юрия Алексеевича 3000 руб. расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.В. Мирошниченко |
Судьи |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.