15 декабря 2022 г. |
Дело N А56-83081/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд-Вест" Ананьева С.И. (доверенность от 14.04.2021), от Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области Кобзева Д.В. (решение от 19.10.2022 N 18), от Совета депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области Лукьянова В.Б. (доверенность от 27.09.2022), от общества с ограниченной ответственностью "ГТМ-Теплосервис" Иванова Д.В. (доверенность от 29.08.2022 N 29), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" Лемберг С.И. (доверенность от 30.12.2021 N 239-2021),
рассмотрев 14.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд-Вест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А56-83081/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аква Норд-Вест", адрес: 199004, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 4, лит. А, ОГРН 1077847167562, ИНН 7801432887 (далее - ООО "АНВ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области, адрес: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский, ул. Рядового Леонида Иванова, 14, ОГРН 1054700123532 (далее - Администрация) от 27.08.2021 N 91 "О приостановлении деятельности Общества по исполнению обязательств по оказанию услуг по теплоснабжению объектами теплоснабжения находящимися в собственности муниципального образования (МО) "Кузьмоловское ГП".
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ГТМ-Теплосервис", адрес: 198260, Санкт-Петербург, ул. Бурцева, д. 23, лит. А, пом. 10Н, ОГРН 1079847094909 (далее - ООО "ГТМТеплосервис"), общество с ограниченной ответственностью "ВодПрофСервис", адрес: 190005, Санкт-Петербург, 12-я Красноармейская ул., д. 10, лит. А, пом. 4Н, оф. 13, ОГРН 1187847189144 (далее - ООО "ВодПрофСервис"), Совет депутатов муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский, ул. Рядового Леонида Иванова, 14, ОГРН 1054700123521 (далее - Совет депутатов) и общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 20-22, лит. А, ОГРН 1167847278180 (далее - ООО "Газпром межрегионгаз СПб").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "АНВ" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на ошибочные выводы судов, поскольку наличие задолженности за природный газ перед ООО "Газпром межрегионгаз СПб" ни в коей мере не может свидетельствовать о наличии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Как поясняет податель жалобы, несмотря на то, что подготовка к отопительному периоду до принятия оспариваемого постановления осуществлялась надлежащим образом, ресурсоснабжающая организация незаконно ограничила подачу газа на эксплуатируемую Обществом котельную, а Администрация, без каких либо законных оснований, неправомерно применила меры защиты, направленные на изъятие у заявителя теплоснабжающего имущества.
Представители ООО "ВодПрофСервис", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "АНВ" поддержал доводы жалобы, а представители Администрации, Советов депутатов, ООО "ГТМ-Теплосервис" и ООО "Газпром межрегионгаз СПб" с доводами жалобы не согласились.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между ООО "АНВ" и Администрацией заключен договор аренды имущества коммунального назначения от 14.11.2016 N 117-16, в соответствии с которым арендодатель (Администрация) обязуется предоставить арендатору (Общество) за плату во временное владение и пользование на условиях договора имущество (тепловые сети), принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и поименованное в Приложение N 1, являющимся неотъемлемой частью договора, в целях удовлетворения потребностей в коммунальных услугах населения и иных потребителей по тарифам, утвержденным в порядке предусмотренным действующим законодательством (далее- Договор).
В связи с нарушением условий жизнедеятельности населения Кузьмоловского городского поселения из-за невыполнения обязательств по содержанию объектов жизнеобеспечения населения, содержание их в неудовлетворительном состоянии, а также в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, обусловленной возможным срывом подготовки объектов теплоснабжения МО Кузьмоловское городское поселение к отопительному периоду 2021-2022 годов и рисками ограничения (прекращения) теплоснабжения МО Кузьмоловское городское поселение, Администрацией принято постановление от 27.08.2021 N 90 ввести режим повышенной готовности в границах территории МО Кузьмоловское городское поселение с 13.00 часов 27.08.2021 до 13.00 часов 25.10.2021.
В тот же день Администрацией постановлением от 27.08.2021 N 91 деятельность ООО "АНВ" по исполнению обязательств по оказанию услуг по теплоснабжению объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО "Кузьмоловское ГП" и эксплуатируемыми Обществом по Договору в зоне теплоснабжения Котельной N 18, приостановлена, а объекты теплоснабжения, переданные по названному Договору (указанные в пункте 2 Дополнительного соглашения от 27.04.2020 к Договору), изъяты.
Несогласие ООО "АНВ" с означенным постановлением Администрации от 27.08.2021 N 91, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отказали в удовлетворении заявления. Суды сочли, что вынесение Администрацией оспариваемого постановления, предусматривающего принятие дополнительных мер в виде приостановления деятельности ООО "АНВ" по исполнению обязательств по оказанию услуг по теплоснабжению объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО "Кузьмоловское ГП" и эксплуатируемыми Обществом по Договору, а также в форме изъятия объектов теплоснабжения, переданных по названому Договору, законны, обоснованы и соответствуют принципу необходимой достаточности.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Суды двух инстанций на основании положений статьи 14 (с учетом пункта 4 и 8 части 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), устанавливающего право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; статьи 1 названного Закона (содержащей понятийный термин "чрезвычайной ситуации"); пункта 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, исходя из пункта 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера силами и средствами органов местного самоуправления) пришли к обоснованному выводу, что при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, определять порядок использования иного имущества организаций.
Постановление Администрации от 27.08.2021 N 90 "О введении режима повышенной готовности в целях предупреждения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной в теплоснабжением в границах территории МО Кузьмоловское городское поселение", обжаловано Обществом в рамках рассмотрения дела N А56-81218/2021. Судебными актами подтверждено, что принятие органом местного самоуправления названого постановления соответствует его цели - предотвращение возможного введения ограничения поставки тепловой энергии, минимизация рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, недопущение угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения в границах территории МО Кузьмоловское ГП в случае срыва отопительного сезона.
При этом судами установлено, что ООО "АНВ" наделено статусом единой теплоснабжающей организации в сфере теплоснабжения горячей водой на территории Кузьмоловского городского поселения (постановление Администрации от 18.11.2014 N 261).
Между Администрацией и ООО " АНВ" 14.11.2016 заключен договор N 117-16 аренды объектов коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности.
Отопительный период на территории Ленинградской области устанавливается с октября по май.
Факт наличия в период подготовки к отопительному сезону 2021-2022 годов у Общества значительной задолженности перед ООО "Газпром межрегионгаз СПб" за потребленный газ и неоднократное ограничение поставки газа потребителям, подтвержден материалами дела. Обстоятельства повлекшие возникновение такой задолженности, ее причины, особенности гражданско- правовых взаимоотношений с ресурсоснабжающей организацией не являются предметом настоящего спора.
Администрация, установив наличие у Общества задолженности перед поставщиками природного газа, электричества, пришло к выводу об отсутствии у ООО "АНВ" финансовой возможности осуществлять мероприятия по подготовке муниципального имущества объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся у него в аренде, к отопительному сезону 2021-2022.
В связи с непредоставлением ООО "АНВ" в установленные сроки Плана проведения работ по подготовке объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2021-2022 Администрация обратилась к Обществу с требованием предоставить План, который был предоставлен 08.07.2021 и согласован Администрацией 09.07.2021.
Вместе с тем Администрация установила, что ООО "АНВ" грубо нарушало сроки выполнения работ и мероприятий, установленные в Плане, что грозило срывом подготовки к отопительному сезону. Указанное обстоятельство подтверждается Актом инвентаризации имущества коммунального назначения МО "Кузьмоловское ГП" от 27.07.2021, Протоколом заседания комиссии по готовности к устойчивому функционированию в осенне-зимний период 2021-2022 годов от 30.07.2021, Актом проверки готовности объектов ООО "АНВ" к отопительному сезону 2021-2022 годов от 12.08.2021, Протоколом заседания комиссии по готовности к устойчивому функционированию в осенне-зимний период 2021-2022 годов от 13.08.2021 (на составление которого 13.08.2021 представители Общества не явились).
В совокупности вышеизложенные обстоятельства позволили судам придти к выводу, что Общество не обеспечило должное содержание объектов теплоснабжения, сорвало графики подготовки объектов теплоснабжения к отопительному периоду, не обеспечило должного финансирования программы модернизации, реконструкции, текущего и капитального ремонта сетей и иных объектов теплоснабжения, что в конечном счете и послужило основанием для принятия Администрацией постановления от 27.08.2021 N 90 "О введении режима повышенной готовности в границах территории МО Кузьмоловское городское поселение" и от 27.08.2021 N 91 "О приостановлении деятельности Общества по исполнению обязательств по оказанию услуг по теплоснабжению объектами теплоснабжения находящимися в собственности муниципального образования (МО) "Кузьмоловское ГП".
Означенные действия (принятие органом местного самоуправления оспариваемого постановления) соответствует его цели - предотвращение возможного введения ограничения поставки тепловой энергии, минимизация рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, недопущение угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения в границах территории МО Кузьмоловское городское поселение.
При изложенных обстоятельствах, является обоснованным вывод судов о том, что принятые Администрацией дополнительные меры в виде приостановления деятельности ООО "АНВ" по исполнению обязательств по оказанию услуг по теплоснабжению объектами теплоснабжения, находящимися в собственности МО "Кузьмоловское ГП" и эксплуатируемыми ООО "АНВ" по договору аренды от 14.11.2016 N 117-16, в зоне теплоснабжения Котельной N 18, а также в форме изъятия объектов теплоснабжения, переданные по договору аренды 14.11.2016 N 117-16, указанные в пункте 2 Дополнительного соглашения от 27.04.2020 к Договору N 117-16 от 14.11.2016, законны, обоснованы и соответствуют принципу необходимой достаточности.
Суд округа также обращает внимание на следующее, имеющее для рассмотрения настоящего дела значимое обстоятельство.
ООО "ГТМ-Теплосервис" и Совет депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение", полагая, что договор аренды имущества коммунального назначения от 14.11.2016 N 117-16 изначально был заключен Администрацией с ООО "АНВ" в нарушение требований антимонопольного законодательства без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора в отношении коммунального имущества, ссылаясь на положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании этого договора недействительным (ничтожным).
Решением суда первой инстанции от 24.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.10.2022 по делу N А56-4994/2022, требования соистцов удовлетворены: суд признал недействительным (ничтожным) договор аренды имущества коммунального назначения от 14.11.2016 N117-16, заключенный между Администрацией и ООО "АНВ".
Учитывая правовые и фактические последствия признания недействительным Договора аренды (т.е отсутствие у заявителя защищаемого права с учетом вступившего в законную силу решения суда от 24.06.2022 по делу N А56-4994/2022), Обществом не приведены приемлемые пояснения относительно возможности реализации в настоящее время дальнейшей деятельности по обслуживанию спорного имущества.
При изложенных обстоятельствах, оснований для изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу N А56-83081/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд-Вест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций на основании положений статьи 14 (с учетом пункта 4 и 8 части 1) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта "и" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), устанавливающего право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; статьи 1 названного Закона (содержащей понятийный термин "чрезвычайной ситуации"); пункта 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ, исходя из пункта 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера силами и средствами органов местного самоуправления) пришли к обоснованному выводу, что при возникновении на территории муниципального образования чрезвычайной ситуации или возникновения угрозы чрезвычайной ситуации, органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации, в том числе приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, определять порядок использования иного имущества организаций.
...
ООО "ГТМ-Теплосервис" и Совет депутатов МО "Кузьмоловское городское поселение", полагая, что договор аренды имущества коммунального назначения от 14.11.2016 N 117-16 изначально был заключен Администрацией с ООО "АНВ" в нарушение требований антимонопольного законодательства без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора в отношении коммунального имущества, ссылаясь на положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании этого договора недействительным (ничтожным)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2022 г. N Ф07-16400/22 по делу N А56-83081/2021