15 декабря 2022 г. |
Дело N А56-44332/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Парус" Кузнецова А.А. (доверенность от 02.08.2021),
рассмотрев 07.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А56-44332/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парус", адрес: 188910, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Приморск, наб. Юрия Гагарина, д. 1, лит. А, пом. 2Н, ком. 1, ОГРН 1174704012416, ИНН 4704102599 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), об обязании заключить с Обществом дополнительное соглашение к договору от 24.12.2008 N 8842-08 аренды земельного участка на условиях прилагаемого к иску проекта дополнительного соглашения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2022 на Администрацию возложена обязанность заключить с Обществом дополнительное соглашение к договору от 24.12.2008 N 8842-08 аренды земельного участка на следующих условиях:
1. Изменить пункт 3.1. Договора и изложить его в следующей редакции:
"3.1. Размер арендной платы за Участок, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении Участка на оплачиваемый год.";
2. Изменить пункт 3.3. Договора и изложить его в следующей редакции:
"3.3. Арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке не чаще одного раза в год, в случае изменения кадастровой стоимости Участка, изменения законодательных актов Российской Федерации, Ленинградской области о размере земельного налога.
Обязанность получения перерасчета арендной платы возлагается на Арендатора. Неполучение перерасчета арендной платы не освобождает арендатора от уплаты арендной платы по новым расценкам, а также штрафных санкций и пени, установленных настоящим Договором.";
3. Считать утратившим силу пункт 3.4. Договора;
4. Соглашение является неотъемлемой частью Договора, условия Договора, не затронутые действием настоящего Соглашения, остаются без изменений;
5. Соглашение составлено в 5 (пяти) экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон Соглашения и три экземпляра - для государственной регистрации; после государственной регистрации каждая из Сторон получает по одному экземпляру Соглашения с отметкой о его государственной регистрации, а один экземпляр остается в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области;
6. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.02.2022 и постановление от 30.06.2022, в удовлетворении заявления отказать.
По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, поскольку Общество не относится к кругу лиц, обладающих исключительным правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, а расположение земельного участка в пределах береговой полосы не доказано.
В отзыве на кассационною жалобу Общество просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Администрация извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу на основании договора аренды земельного участка от 24.12.2008 N 8842-08 (далее - Договор) с учетом соглашения от 01.01.2018 о перемене лица в обязательстве передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1462 кв. м с кадастровым номером 47:01:0401002:89, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Приморск, наб. Гагарина, д. 1, для использования под причал.
Арендуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для размещения и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта".
При заключении Договора был установлен размер арендной платы за участок на 2008 года (пункт 3.1).
Согласно пункту 3.3 Договора Арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном одностороннем порядке не чаще одного раза в год, в случае изменения законодательных актов Российской Федерации, Ленинградской области и актов муниципального образования, регулирующих арендные отношения.
В соответствии с уведомлением Администрации от 17.02.2021 об изменении арендной платы размер годовой арендной платы на 2021 год составил 553 636 руб.
Общество, ссылаясь на то, что арендуемый земельный участок является ограниченным в гражданском обороте, направило в адрес Администрации предложение о внесении изменений в Договор с приложением проекта дополнительного соглашения, согласно которому размер арендной платы за участок определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении участка на оплачиваемый год.
Поскольку Администрация предлагаемое Обществом дополнительное соглашение не подписало, Общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, обязал Администрацию заключить дополнительное соглашение Договору, на условиях представленного Обществом проекта дополнительного соглашения, за исключением пункта 6, который изложен в редакции суда.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не нашел оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления от 05.05.2017 N 531), к числу которых относится принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения (принцип N 7), в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В целях реализации данного принципа Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2015 N 520, дополнен пунктом 2.10, действующим с 01.01.2018, согласно которому размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении сходных земельных участков, для которых отсутствуют ограничения права на приобретение в собственность.
Как следует из материалов дела, письмом от 29.04.2021 N А-3711 Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации Обществу отказано в выкупе спорного участка на основании пункта 8 статьи 27 ЗК РФ, которым установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Суды, установив, что в границах арендуемого Обществом земельного участка находится береговая полоса водного объекта, в связи с чем участок в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, в соответствии с приведенными выше положениями законодательства правомерно пришли к выводу о том, что размер арендной платы за такой участок не может превышать размер земельного налога, рассчитанный в установленном порядке.
Довод Администрации о недоказанности факта нахождения спорного земельного участка в пределах береговой полосы обоснованно отклонен апелляционным судом на основании положений статьи 65 ВК РФ, исходя из того, что сооружение Общества - пирс причальный и спорный участок, на котором он находится, непосредственно примыкают к водному объекту. Кроме того, данное обстоятельство признавалось Администрацией в письмах от 14.05.2021 N ВР-3486/2021-0 и от 29.04.2021 N А-3711.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А56-44332/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.