15 декабря 2022 г. |
Дело N А56-112733/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Григориус Л.А. (доверенность от 21.11.2022 N Д-240-236), от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" Лемберг С.И. (доверенность от 30.12.2021 N 239-2021),
рассмотрев 14.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихвин Дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2022 и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.2022 по делу N А56-112733/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тихвин Дом", адрес: 187556, Ленинградская обл., г.Тихвин, Промплощадкая, д. 6, корп. 1, оф. 238, ОГРН 110471500, ИНН 475024568, (далее - ООО "Тихвин Дом", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 10-я линия, д.51, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Ростехнадхзор, Управление) от 16.11.2021 по делу об административном правонарушении N 13-240/36371-3569/ПТ, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 150 000 руб. штрафа.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", адрес: 19000, Санкт-Петербург, ул. Галерная, д.20-22, лит. А, ОГРН 1167847278180, ИНН 7838056212 (далее - ООО "Газпром межрегионгаз СПб", Межрегионгаз, Общество).
Решением суда первой инстанции от 05.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2022, оспариваемое постановление Управления от 16.11.2021 N 13-240/36371-3569/ПТ изменено в части назначенного Обществу административного наказания, размер штрафа снижен до 100 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, не согласившись с судебной оценкой своей вины в совершенном правонарушении, поскольку инициатором ограничения поставки газа являлся Межрегионгаз и именно его действия могли привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителями, тогда как в силу положений части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 121, подпункта "б" пункта 122 Правил предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее- Правила N 354) Общество не имело права ограничить поставку газа, что привело бы к нарушению прав добросовестных плательщиков. Также податель жалобы считает необъективной позицию судов при выяснении обстоятельств, указывающих на ненадлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о дате и времени рассмотрения материалов административного дела и вынесения оспариваемого постановления.
Представители Общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Управления и ООО "Газпром межрегионгаз СПб" поддержал доводы, изложенные в отзыве, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" (поставщик) и ООО "Тихвин Дом" (покупатель) заключен договор поставки газа от 01.08.2017 N 47-Т-7558 (далее - Договор), в соответствии с пунктом 3.8 которого поставщик газа имеет право ввести ограничение или прекратить полностью поставку газа покупателю в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
В связи с ненадлежащим исполнением покупателем обязательств по оплате поставляемого газа Межрегионгаз направил в его адрес уведомление от 30.04.2021 N ММ-20/5102, в соответствии с которым Обществу производится ограничение поставки газа с 24.05.2021 (с 10:00) до полного погашения задолженности. Также в данном уведомлении указано на обязанность Общества в соответствии с пунктами 11, 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) обеспечить поставку газа и (или) иных ресурсов, вырабатываемых с использованием газа, всем абонентам, подключенным к сетям и не имеющим задолженности.
Кроме того, 19.05.2021 поставщик направил в адрес Общества повторное уведомление N ММ-20/5559, в соответствии с которым покупателю необходимо было самостоятельно ограничить отбор газа 24.05.2021 с 10:00. Расчетный уровень поставки газа для Общества после ограничения должен был составить 65,4% от объема, установленного по Договору, в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил N 162.
В связи с перерасходом газа покупателем по Договору поставки газа от 01.08.2017 N 47-Т-7558 в период действия ограничения поставки газа, поставщиком 26.08.2021 с 12 час. 00 мин. введено принудительное полное ограничение поставки газа на котельную, расположенную по адресу: Ленинградская область, г. Тихвин, 1А микрорайон, ул. Ярослава Иванова, у дома N 1.
Поскольку покупатель не выполнил в установленный срок требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, Межрегионгаз обратился в Ростехнадзор с заявлением от 14.09.2021 N 12/10098 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 19.10.2021 об административном правонарушении N 13-240/36371-3905/ПТ, ответственность за которое установлена частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Постановлением Ростехнадзора от 16.11.2021 N 13-240/36371-3569/ПС Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде наложения 150 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности административным органом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применить в данном случае положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить назначенный Обществу административный штраф до минимального размера -100 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении нормам материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 34 Правил N 162 поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Согласно пункту 41 Правил N 162 поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила N 1245) в части, регулирующей отношения между поставщиком и потребителем по поводу ограничения поставки газа вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по его оплате, конкретизируют вышеупомянутый пункт 34 Правил N 162.
Так, в соответствии с Правилами N 1245 основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является, в том числе, полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (подпункт "е" пункта 2). Основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт "г" пункта 3).
Согласно пункту 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
Суды удостоверились в том, что основанием для ограничения поставки газа являлись нарушения Обществом обязательств по оплате поставляемого газа по Договору по состоянию на дату 30.04.2021, а именно за период с сентября 2020 года по апрель 2021 года. Наличие задолженности перед Межрегионгазом за поставленный газ Общество не отрицает.
Оценивая доводы Общества, апелляционный суд справедливо отметил, что Правила N 1245 прямо указывают на возможность отключения организаций-потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате. Ограничения поставки газа для указанной категории потребителей производятся с особенностями, установленными пунктами 8, 10, 11, 12 и 13 Правил N 1245.
Так в соответствии с пунктом 8 Правил N 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении его ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил N 1245 предусмотрено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил N 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1245 в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
При этом, пункт 7 Правил возлагает на потребителя обязанность принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа.
С учетом изложенных норм, законодателем предусмотрена возможность ограничения поставки газа организациям-потребителям, к сетям которых подключены добросовестные потребители, в случае неисполнения организацией-потребителем требований Правил N 1245.
Апелляционный суд обратил внимание на то, что в отличие от утратившего силу Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (устанавливающего запрет на прекращение поставки газа организациям-потребителям, к сетям которых подключены добросовестные абоненты), Правила N 1245, наоборот, прямо предусматривают право поставщика вводить ограничение (частичное, полное) в отношении таких потребителей.
В нарушение пунктов 11, 12 Правил N 1245 организацией-потребителем не были представлены в адрес поставщика сведения об абонентах, не имеющих задолженности по договорам на оказание услуг по теплоснабжению, их численности, адресах, что позволило бы Межрегионгазу рассчитать объем поставляемого организации-потребителю газа, в целях недопущения прав добросовестных абонентов при наличии таковых.
В рассматриваемом случае, именно Общество, как исполнитель коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения, обязано было принять все зависящие от него меры по предоставлению своим потребителям коммунальной услуги надлежащего качества и в надлежащем объеме, чего сделано не было.
Задолженность по оплате поставленного газа Обществом погашена не была; непрерывное потребление газа после 26.08.2021 подтверждается актом поданного-принятого газа за август 2021 года (с указанием посуточного потребления газа).
В свою очередь, в адрес покупателя поставщик направлял уведомления о необходимости оплаты возникшей задолженности, затем уведомления об ограничении поставки газа (до 65,4% от объема, установленного по Договору в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил N 162), и только после перерасхода газа в период действия ограничения поставки, уведомление о приостановлении его поставки.
В связи с неисполнением означенной обязанности, ссылка подателя жалобы на иное правовое разрешение спорного вопроса (дело N А52-5902/2021) является необоснованной, равно как и на необходимость применения пункта 121 Правил N 354, регулирующих деятельность исполнителя коммунальных услуг, к которым поставщик газа не относится.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Снижение судом административного штрафа до минимального размера санкции части 7 статьи 9.22 КоАП РФ, обусловлено обстоятельствами конкретного дела, доводами участников спора, получившими надлежащую судебную оценку, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, целям административного наказания и принципам юридической ответственности. Оснований для переоценки данных выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется. Возражений относительно снижения размера штрафа Управлением не заявлено.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения), указав на неуказание Обществом исключительных обстоятельств, которые послужили причиной совершения правонарушения.
Доводы подателя жалобы о нарушении Управлением процедуры привлечения к административной ответственности, выразившиеся в ненадлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, были предметом оценки судов двух инстанций и правомерно ими отклонены, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам, а именно:.
- направленному Обществу уведомлению о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на 19.10.2021 в 11.00) посредством почтового отправления по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: 187556, Ленинградская обл., Тихвинский р-н, г. Тихвин, площадка Промплощадка, д. 6, корп. 1, оф. 238 (согласно сведениям с сайта "Почты России", отправление с почтовым идентификатором 80100964511843 не доставлено Обществу и возвращено отправителю 11.10.2021, при этом указанное отправление прибыло в место вручения 02.10.2021, в этот же день состоялась неудачная попытка вручения).
- направлении 21.10.2021 копии протокола от 19.10.2021 об административном правонарушении N 13-240/36371-3905/ПТ и определении о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.10.2021 N 13-240/36371-4193/0 по юридическому адресу (согласно сведениям сайта "Почта России" отправление с почтовым идентификатором 80096765247862 категории "Административное" не доставлено Обществу и возвращено отправителю, при этом указанное отправление прибыло в место вручения 22.10.2021 в этот же день состоялась неудачная попытка вручения).
С учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 54, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" и пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается, что Управление надлежащим образом извещало Общество как о времени и месте составления протокола 19.10.2021, так и рассмотрения 16.11.2021 материалов дела об административном правонарушении посредством почтовых отправлений по адресу места нахождения Общества, указанному в ЕГРЮЛ. Риск неполучения корреспонденции по адресу своего места нахождения несет Общество.
При таких обстоятельствах Управление правомерно в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя (защитника) Общества.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, их выводы соответствуют примененным нормам права, обстоятельствам и материалам дела, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2022 и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.2022 по делу N А56-112733/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихвин Дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 54, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" и пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается, что Управление надлежащим образом извещало Общество как о времени и месте составления протокола 19.10.2021, так и рассмотрения 16.11.2021 материалов дела об административном правонарушении посредством почтовых отправлений по адресу места нахождения Общества, указанному в ЕГРЮЛ. Риск неполучения корреспонденции по адресу своего места нахождения несет Общество.
При таких обстоятельствах Управление правомерно в соответствии с положениями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ составило протокол об административном правонарушении и вынесло оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя (защитника) Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2022 г. N Ф07-18529/22 по делу N А56-112733/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18529/2022
30.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13308/2022
05.04.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112733/2021